LEGAL REGULATION OF THE CONTRACT SYSTEM IN PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

 

Anatoly Aristov

master degree student, Povolzhsky institute of management named after R.A. Stolypin,

Russia, Saratov

Yury Aristov

teacher Togliatti Electrotechnical College,

Russia, Togliatti

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы нормативного правового регулирования контрактной системы в сфере закупок, которое изменяется и совершенствуется, регулируя процесс осуществления государственных и муниципальных закупок на общегосударственном уровне, обеспечивающее эффективность снижения бюджетных расходов [№6], правовое регулирование в реализации государственных программах и мероприятиях, направленных на развитие цифровизации и экономики страны [№5]. В процессе исследования представлены преимущества и недостатки нормативного правового регулирования контрактной системы. Сделаны предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования контрактной системы.

ABSTRACT

The article deals with the issues of normative legal regulation of the contract system in the field of procurement, which is changing and improving, regulating the process of state and municipal procurement at the national level, ensuring the effectiveness of reducing budget expenditures, legal regulation in the implementation of state programs and activities aimed at the development of digitalization and the country's economy. The study presents the advantages and disadvantages of regulatory legal regulation of the contract system. Proposals were made to improve the regulatory legal regulation of the contract system.

 

Ключевые слова: контрактная система в сфере закупок, правовое регулирование, нормативные правовые акты, закупки малого объема.

Keywords: contract system in the field of procurement, legal regulation, normative legal acts, small-volume purchases.

 

Контрактная система в сфере закупок это комплексная система обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, услугах и работах всех бюджетных учреждений Российской Федерации. Для эффективного управления процессом закупочной деятельности применяется нормативная правовая база, которая находится в актуальном состоянии и пытается своевременно реагировать и отвечать всем современным требованиям и новым реалиям в процессах закупочной деятельности. Тем самым, правовое регулирование отношений между заказчиками бюджетных учреждений и контрагентами регулируется посредством контракта (договора), нормативными правовыми актами, законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации регулируются отношения, обеспечивающие государственные и муниципальные нужды заказчиков бюджетных учреждений, для достижения повышения эффективности и результативности осуществления необходимых закупок, обеспечения прозрачности и гласности данной деятельности, предотвращении и минимизации коррупционной составляющей. Для достижения и реализации этих целей существует множество нормативных правовых документов, регулирующие контрактную систему закупок.

Совершенствование и модернизация законодательной базы в области государственных и муниципальных закупок актуальна всегда, потому что общественные, экономические и политические сферы отношений в глобальной экономике переменчивы и не постоянны.

Модернизация базы нормативного правового обеспечения системы государственных закупок служит повышению эффективности выполнения государством своих функций и развитию конкуренции.

Контрактная система представляет собой совокупность норм и правил, которые обеспечивают единый четкий технологический процесс организации закупок. Для соблюдения участниками правовых основ в сфере закупок, они должны четко ориентироваться в законодательстве о контрактной системе [№№3, 4].

Контрактная система преодолела множество видоизменений. Своевременное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей контрактную систему необходимо. Контрактной системе уделяется большое внимание, ее создание обусловлено достижением эффективности расходования бюджетных средств, расширения возможностей для участников [№1, с.3-6], предоставлением соответствующего информационного обеспечения.

Сфера закупок регулируется в первую очередь основными нормативными правовыми актами, это Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, законодательство о контрактной системе, являющееся основополагающим документом, регулирующим все аспекты осуществления закупок [№3] и Федеральный закон от 18.07.2011г. №223-ФЗ [№4] как более упрощенный документ, требующий составления положения о закупках, а также другие федеральные законы и база нормативных правовых актов, подкрепляющих те или иные нормы законодательства о контрактной системе. Федеральный закон от 13.12.1994г. №60-ФЗ устанавливает общие принципы формирования и размещения заказов поставки продукции для государственных нужд.

К подзаконным правовым актам регулирующим в обеспечение норм законодательства о контрактной системе относятся следующие документы:

- определяющие полномочия федеральных органов исполнительной власти в контрактной системе закупок;

- устанавливающие единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок;

- устанавливающие начальную цену контракта (договора) для осуществления закупок, в случае превышения которой в контракте (договоре) устанавливается обязанность контрагента предоставлять заказчику дополнительную информацию;

- устанавливающие перечень закупок, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства;

- устанавливающие правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки;

- устанавливающие правила осуществления ведомственного контроля в контрактной системе закупок;

- устанавливающие право операторов электронных площадок взимать плату с участника, с которым заключается контракт (договор) по результатам проведения электронных процедур;

- устанавливающие порядок ведения реестра недобросовестных контрагентов и другие правовые акты.

К ведомственным правовым актам регулирующим в обеспечение норм законодательства о контрактной системе относятся следующие документы:

- регламентирующие проведения Федеральной службой судебных приставов ведомственного контроля в контрактной системе закупок;

- регламентирующие проведение Министерством просвещения Российской Федерации ведомственного контроля в контрактной системе закупок;

- утверждающие требования к органами государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющими соблюдение законодательства о контрактной системе;

- утверждающие порядок пользования единой информационной системой, на которой осуществляются закупки [№7] и другие ведомственные акты.

Основным преимуществом нормативной правовой базы в сфере закупок является то, что законодательство о контрактной системе своевременно обновляется, разрабатываются типовые документы, предлагается полный цикл осуществления закупок.

Недостатком нормативной правовой базы в сфере закупок является высокий уровень ответственности специалистов контрактной системы. В результате цифровой реформы в сфере закупок на региональном уровне субъектов Российской Федерации приняты свои нормативные правовые документы, обязывающие осуществлять закупки у единственного контрагента в электронной форме на электронных торговых площадках, имеются также нормативные правовые документы рекомендательного характера, что в законодательстве о контрактной системе в части закупок у единственного контрагента не предусмотрено. В связи с этим часть заказчиков перешли на электронные торговые площадки на которых осуществляют закупки малого объема, создавая при этом добросовестную конкуренцию, другие же заказчики осуществляют закупки малого объема прямым способом так как законодательством о контрактной системе данный вопрос не урегулирован. На региональном уровне субъекты Российской Федерации осуществляющие закупки малого объема в электронной форме начали создавать самостоятельно нормативные правовые акты о перечне закупок исключения, по отношению к закупкам малого объема, которые заказчики могут осуществлять без использования электронной торговой системы, при этом на законодательном уровне Российской Федерации данный единый перечень закупок исключения не утвержден [№2, с.111-115].

В данном случае решением данной проблемы является необходимость разработать и утвердить на законодательном уровне Российской Федерации единый перечень закупок, которые заказчики могут осуществлять без применения электронных торговых систем.

Вся сфера закупок является комплексом общественных отношений, которые складываются между субъектами экономической системы страны и государством, данные экономические отношения направлены на достижение целей, реализацию мероприятий и государственных программ Российской Федерации, связанные с расходами бюджетов различных уровней и направленных на приобретение закупок.

Международный и отечественный опыт в сфере закупок информационно и наглядно свидетельствует, что полноценное и своевременное информационное обеспечение и правовое регулирование контрактной системы способствует участию в размещении заказов широкого круга участников контрактной системы, формирует конкурентоспособность и предоставляет всем заказчикам возможность заключать контракты (договора) на более выгодных условиях.

Причиной постоянного изменения правовой нормативной базы является совершенствование системы размещения государственных заказов обеспечивающее повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Таким образом, нормативное правовое регулирование контрактной системы закупок со временем могло бы стать интегрированным комплексом соответствующей и дополняющей друг друга необходимой обязательной и рекомендательной правовой информацией, предоставленной и утвержденной на законодательном уровне Российской Федерации. Данная правовая информация обеспечивала бы экономическую безопасность самого процесса закупочной деятельности, путем регулирования контрактных отношений между всеми участниками контрактной системы.

В связи с тем, что контрактная система регулярно совершенствуется и подвергается новым изменениям, она тем самым совершенствует процесс закупочной деятельности, создает наиболее взаимовыгодные условия для участников электронных торгов. Когда происходят изменения в правовом регулирование контрактной системы, тем самым пресекаются какие-либо недоработки законодательства контрактной системы, решаются и регулируются запросы участников закупочной деятельности, которые сталкиваются с определенными трудностями и препятствиями, которые также в процессе дорабатываются на законодательном уровне Российской Федерации.

В цифровых информационных технологиях и системах совершенствуются технологические процессы обработки данных. Это позволяет заказчикам и специалистам бюджетных учреждений эффективно осуществлять профессиональную деятельность в сфере закупок, отражать всю информацию о закупочной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Арсентьева Ю.Е. Проблемы правового регулирования государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации / Ю.Е.Арсентьева // Секция «Гражданское право и процесс», 2017. C.3-6.
  2. Овчаров М.А. Осуществление заказчиками закупок малого объема без применения электронной торговой системы как фактор снижения эффективности бюджетных расходов / М.А.Овчаров, А.В.Аристов, Ю.И.Аристов // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента, 2019. №12 (22). С.111-115.
  3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 05 апр. 2013г. №44-ФЗ (в ред. от 27 июня 2019) (с изм., доп., вступ. в силу с 31 июля 2019). URL: http://legalacts.ru/doc/44_FZ-o-kontraktnoj-sisteme/
  4. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федер. закон от 18 июля 2011г. №223-ФЗ (ред. от 02 авг. 2019). URL: https://legalacts.ru/doc/223_FZ-o-zakupkah-tovarov_-rabot_-uslug-otdelnymi-vidami-juridicheskih-lic/
  5. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28 июля 2017 №1632-р // Председатель Правительства Рос. Федерации. 2017.
  6. Об утверждении концепции «Повышение эффективности бюджетных расходов в 2019 – 2024 годах»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 31 янв. 2019 №117-р // Председатель Правительства Рос. Федерации. 2019.
  7. Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок: приказ Федерального казначейства от 30 дек. 2015г. №26н // Руководитель, 2015.