PENSION PROVISION FOR POLICE OFFICERS DURING THE SOVIET PERIOD (OCTOBER 1917-1941)

 

Sergey Toropkin

candidate of law, associate Professor, associate Professor of the Department of theory and history of law, state and judicial power Privolzhsky branch of the Russian state University of justice,

Russia, Nizhny Novgorod

Alexander Toropkin

candidate of law, associate Professor, associate Professor of the Department of theory and history of law, state and judicial power Privolzhsky branch of the Russian state University of justice,

Russia, Nizhny Novgorod

 

АННОТАЦИЯ

Историко-правовой анализ  формирования и функционирования системы пенсионного обеспечения сотрудников полиции позволяет установить  закономерности влияния государства и права на сферу социально-экономического обеспечения органов внутренних дел и сделать ряд выводов и заключений, представляющих интерес для участников современного законотворческого процесса и правоприменителя.

ABSTRACT

Historical and legal analysis of the formation and functioning of the police pension system allows us to establish patterns of influence of the state and law on the sphere of socio-economic support of internal Affairs bodies and make a number of conclusions and conclusions that are of interest to participants in the modern legislative process and law enforcement.

 

Ключевые слова: пенсии сотрудников милиции, пенсионное обеспечение, пенсионные правоотношения.

Keywords: pensions of police officers, pension provision, pension legal relations.

 

В условиях проводимой в современной России реформы органов внутренних дел вопрос пенсионного обеспечения сотрудников полиции представляет особую актуальность. После состоявшегося повышения общего пенсионного возраста для получения пенсии по старости, во многих средствах массовой информации прогнозировалось также и повышение сроков выслуги для получения пенсии сотрудникам правоохранительных органов. Уже не раз звучали заявления о разработке законопроекта по повышению минимального срока выслуги для получения пенсии с 20 до 25 лет [5]. Подобная реформа, безусловно, затронет судьбы сотен тысяч военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел. Полагаем, что, оценивая целесообразность таких мер необходимо учитывать опыт исторического развития пенсионных правоотношений, а также существующие функциональные характеристики пенсий в системе МВД.

Рассматривая историю системы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, следует отметить, что этот институт возник и эволюционировал в России на протяжении более чем двух с половиной столетий. Однако, учитывая объемы настоящего исследования, мы рассмотрим лишь период с октября 1917 года до 1941 г., поскольку именно в этот период произошли кардинальные изменения в институтах пенсионного обеспечения, определившие во многом современное законодательство.

Значительные перемены система пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов претерпела после февральской революции 1917 года. В этот период существовавшие ранее органы внутренних дел были ликвидированы, их сотрудники стали объектом преследований [1] и потеряли все имевшиеся льготы, включая права на пенсию. Поскольку сотрудники полиции отказывались служить новой власти, —  31 декабря 1917 г. коллегией НКВД принимается решение о том, что «все чиновники, оставившие работу, считаются уволенными и лишенными пенсий» [2]. Более того, стаж службы в царской полиции, жандармерии не засчитывался в общий трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, поскольку по мнению советского законодателя «служба в полиции, жандармерии... имела своим назначением борьбу с революционным движением» [3].

Помимо пенсий выплачиваемых из государственного казначейства, в Российской империи существовала система негосударственного социального обеспечения сотрудников полиции и членов их семей, включавшая Вдовьи дома, а также пенсии Комитета призрения заслуженных гражданских чиновников. Данные виды пенсионного обеспечения с приходом советской власти прекратили своё существование.

Первые нормативно-правовые акты советской России, регламентировавшие создание и организацию деятельности рабоче-крестьянской милиции вообще обходили вниманием вопросы пенсионного обеспечения сотрудников милиции. Ничего не говорилось про пенсии ни в Постановлении НКВД от 28 октября 1917 г. «О рабочей милиции», ни в более поздних нормативных актах, регламентировавших вопросы организации милиции в первые годы советской власти: Постановлении НКВД от 13 октября 1918 г. «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции», Декрете ВЦИК и СНК от 10 июня 1920 года «О рабоче-крестьянской милиции», а также Декрете ВЦИК и СНК от 28 сентября 1925 года «О введении в действие Положения о службе рабоче-крестьянской милиции».

Лишь 25 мая 1931 года Постановлением Совета народных комиссаров СССР № 390 было введено в действие Положение о рабоче-крестьянской милиции, которое предусматривало пенсионное обеспечение высшего, старшего, среднего и младшего начальствующего состава милиции и их семей. Данное Положение содержало отсылочную норму и предоставляло высшему, старшему, среднему и младшему начальствующему составу милиции право на получение пенсий и пособий наравне с военнослужащими Рабоче-крестьянской красной армии и их семьями. Фактически по вопросу пенсионного обеспечения Положение о рабоче-крестьянской милиции отсылало к действовавшему на тот момент Положению о государственном обеспечении лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава, лиц младшего начальствующего и рядового состава сверхсрочной службы и курсантов школ военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской красной армии, а также семей этих лиц, утвержденному Постановлением ЦИК СССР № 57, СНК СССР № 129а от 21 февраля 1931 года.

Для рядового состава рабоче-крестьянской милиции предусматривалось назначение пенсий лишь в порядке социального страхования. Кроме того, для работников оперативно-строевого состава милиции Положение, независимо от социального страхования, вводило обязательное страхование за счет органов милиции в Госстрахе. Данное страхование предусматривало выплату Госстрахом единовременного страхового вознаграждения в случае смерти или увечья сотрудника милиции при исполнении служебных обязанностей.

Права по назначению пенсий и пособий согласно Положению 1931 года были предоставлены начальникам главных управлений милиции союзных республик. Сотрудникам милиции и их семьям должны были назначаться три вида пенсий: по выслуге лет, по инвалидности и по потере кормильца.

Пенсии за выслугу лет выплачивались сотрудникам милиции, прослужившим 20 и более лет. 20-летний срок выслуги давал право на пенсию в размере 50% неполного и дополнительного окладов. При этом, за каждый год выслуги сверх 20 лет размер пенсии увеличивался на 4%, а за каждый год сверх 25 лет - на 6% этих окладов. Сотрудникам, прослужившим 30 и более лет, пенсия выплачивалась в размере 100% основного и дополнительного окладов.

Если обычный гражданин, рядовой работник, как правило, мог свободно поменять место работы без ущерба для своих пенсионных прав, то сотрудники милиции были заинтересованы в сохранении своего места службы для возможного получения пенсии. Это обстоятельство заставляло сотрудников добросовестно относиться к своим служебным обязанностям, дорожить своей работой и не допускать нарушений служебной дисциплины.  

Пенсии по инвалидности в отличие от существовавших в самодержавной России условий, в советской милиции назначались независимо от наличия выслуги определенного числа лет и определялись лишь степенью утраты трудоспособности, окладом денежного содержания и обстоятельствами причинения вреда здоровью сотрудника (см. таблицу 1). Лишь в случае 4 группы инвалидности, наступившей вследствие причин, не связанных с прохождением службы, для назначения пенсии требовался 10-летний срок выслуги, что вполне объяснимо желанием законодателя предотвратить злоупотребление данным правом.

Таблица 1.

Размеры пенсий по инвалидности

 

В % к основному и дополнительному окладам

Инвалидам 1 группы

Инвалидам 2 группы

Инвалидам 3 группы

Инвалидам 4 группы

а) если инвалидность вызвана причинами, связанными с прохождением службы либо профессиональным заболеванием

100

75

50

25

б) если инвалидность вызвана иными причинами

70

50

35

25 (при выслуге не менее 10 лет)

 

Указанные в таблице 1 базовые величины пенсий по инвалидности могли увеличиваться в зависимости от различных факторов: выслуги лет, службы в отдаленных местностях.

Для сотрудников милиции служащих в отдаленных местностях Советского Союза и ставших инвалидами предусматривалось повышение пенсии ещё на 10%. Однако, максимальный размер пенсии не мог быть более 100 % соответствующих окладов. Таким образом, сотрудник милиции ставший инвалидом 3 группы в результате бытового несчастного случая (по причинам, не связанным со службой), служащий в отдалённой местности и имевший выслугу 16 лет получал пенсию в размере 73,7 % основного и дополнительного окладов = (50% + 10% (за 10 лет службы) + 5*1% (за 5 лет свыше 10) + 2% (за 1 год свыше 15))*1,1(за службу в отдалённой местности).

Именно сотрудники, ставшие инвалидами, а также нетрудоспособные члены семей сотрудников, потерявшие кормильца, - нуждаются в социальной поддержке. Пенсии должны были позволить им быть полноценными членами общества, вести жизнедеятельность наравне с другими гражданами.

Пенсию по случаю потери кормильца имели право получить состоявшие на полном иждивении сотрудника милиции члены его семьи.

Пенсия указанным лицам назначалась независимо от причин смерти кормильца, однако, размер её мог быть различен. Для семей сотрудников умерших в период прохождения службы или 2-х лет после увольнения, но по причинам, связанными с выполнением служебных обязанностей,  пенсия назначалась в следующих размерах (см. Таблицу 2):

Таблица 2.

Размеры пенсий по потере кормильца

 

В % к основному и дополнительному окладам содержания умершего кормильца

на 3-х и более человек

на 2-х человек

на 1-го человека

а) если смерть кормильца вызвана причинами, связанными с прохождением службы в рядах РККА либо профессиональным заболеванием

100

75

50

б) если смерть кормильца вызвана другими причинами

70

50

35

в) если кормилец имел выслугу 25 и более лет — независимо от причин смерти

100

75

50

 

Пенсия по случаю потери кормильца могла выплачиваться также и семьям пенсионеров из числа сотрудников милиции в отставке, но при условии, что семья пенсионера не имеет права на пенсию по социальному страхованию или пенсия по социальному страхованию по случаю потери кормильца меньше пенсии, которую получал умерший пенсионер.

Нетрудоспособным и престарелым родителям и супругу пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась лишь в тех случаях, когда инвалидность или возраст, дающие право на пенсию, наступили у них до истечения двух лет после смерти кормильца. Семьям умерших во время службы в отдаленных местностях лиц размер пенсии по случаю потери кормильца также увеличивался на 10% как при назначении иных видов пенсии.

Закон при этом устанавливал минимальные размеры пенсий по потере кормильца (См. Таблицу 3):

Таблица 3.

Минимальные размеры пенсий по потере кормильца

 

При проживании в отдалённых местностях (рублей в месяц)

При проживании в остальных местностях (рублей в месяц)

а) на 3-х и более человек

50

40

б) на 2-х человек

40

30

в) на 1-го человека

25

20

 

Указанный порядок пенсионного обеспечения действовал с небольшими изменениями более 10 лет, - с 1931 года по 1941 год. Накануне Великой отечественной войны, 5 июня 1941 года были существенно пересмотрены правила пенсионного обеспечения военнослужащих [4], соответственно изменились и пенсии сотрудников органов внутренних дел. Новые правила существенно «урезали» пенсионные права сотрудников милиции и членов их семей, — оклады пенсий уменьшались и получить их становилось сложнее [6].

Таким образом, анализируя систему пенсионного обеспечения сотрудников милиции в указанный исторический период, можно сделать вывод, что именно в это время были заложены принципы ведомственного пенсионного обеспечения, действующие в наше время. Если в царской России сотрудники органов внутренних дел в пенсионных правах приравнивались к гражданским служащим, то в советское время они были приравнены к военнослужащим, что значительно повысило уровень их пенсионного обеспечения. Этот принцип продолжает действовать и по сей день, - согласно Закону РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1, сотрудники полиции в вопросах пенсионного обеспечения приравниваются к военнослужащим.

Действующий сегодня 20-лентий срок службы, дающий сотрудникам милиции право на получение пенсии по выслуге лет, был установлен в 1931 году. Очевидно, что в тот исторический период государство было заинтересовано в органах внутренних дел как в эффективном инструменте реализации своей политики. Льготное пенсионное обеспечение стало элементом в системе иных юридических стимулов, привлекающих граждан на правоохранительную службу. Выполняя свои служебные обязанности, сотрудники милиции точно знали, что в случае их гибели или инвалидности, - государство окажет им и их семьям необходимую материальную поддержку в виде пенсии. Сотрудники органов внутренних дел стали поощряться особыми пенсионными правами, значительно превосходящими пенсионные права обычных граждан. Исходя из этого, пенсии сотрудников органов внутренних дел, в особенности пенсии за выслугу лет, следует рассматривать как вознаграждение, награду за их добросовестную службу государству.

В современных реалиях роль органов внутренних дел как инструмента репрессивной политики государства уже не является актуальной, средняя продолжительность жизни по сравнению с 30-ми годами прошлого столетия также значительно увеличилась, поэтому увеличение срока выслуги для получения пенсии по выслуге лет может быть вполне обоснованным. Полагаем, что в случае подобного решения функциональное значение института пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел останется прежним: от материальной поддержки сотрудников и членов их семей в случае инвалидности или потери кормильца до стимулирования к длительной и добросовестной службе.

 

Список литературы:

  1. Милованова Лада Вячеславовна. Гражданская милиция в России в 1917 году (Историко-правовой аспект) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2004. – С. 141.
  2. Мулукаев Р. С., Малыгин А. Я., Епифанов А. Е. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. М., 2005. – С.
  3. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590) // Сборник нормативных документов по социальному обеспечению: в 2-х ч. Ч.1 / Сост. Е.П. Фролова, Л.А. Егорова. - М., 1989. – С. 44.
  4. Постановление СНК ССР от от 5 июня 1941 г. N 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» // СПС «Консультант плюс».
  5. Сафронов И., Джорджевич А., Иванов М., Бутрин Д. Конкурс строя и пенсии // Газета "Коммерсантъ" №105от 06.2017 -  С. 1.
  6. Торопкин С.А. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел: история и современность (учебное пособие). – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2018. – С. 49-54.