THE USE OF SPECIAL KNOWLEDGE ABOUT NONVERBAL COMMUNICATION  BY THE DEFENSE AND PROSECUTION PARTIES IN CRIMINAL PROCEEDINGS

 

Alla Kalinina

postgraduate student of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье предпринята попытка обобщения и анализа эффективного использования коммуникативных знаний адвокатом и следователем, в том числе в невербальном общении. Cделан вывод о том, что эффективная защита доверителя невозможна без использования адвокатом специальных знаний в области межличностного общения в форме невербальной коммуникации, что позволяет нивелировать психологическое давление, прямо или косвенно оказываемое на доверителя при проведении следственных действий для получения криминалистически важной информации.

ABSTRACT

The article attempts to generalize and analyze the effective use of communicative knowledge by counsel and investigator, including in non-verbal communication. It is concluded that effective protection of the trustee is impossible without the use of specialized knowledge in the field of interpersonal communication by counsel in the form of non-verbal communication, which allows to offset the psychological pressure directly or indirectly exerted on the trustee in carrying out investigative actions to obtain forensic information.

 

Ключевые слова: невербальные признаки, расследование преступлений, специальные знания, психологические особенности личности, коммуникативные навыки адвоката, психологические приемы.

Keywords: non-verbal signs, investigation of crimes, special knowledge, psychological characteristics of a person, communication skills of a lawyer, psychological techniques

 

Эффективная защита доверителя невозможна без использования адвокатом актуальной информации из различных областей наук. Обязательной частью профессиональной деятельности адвоката безусловно является общение с доверителем.  Таким образом, к специальным знаниям адвоката необходимо отнести коммуникативную компетентность, а также навыки невербального общения.

Науке и практике известен термин «невербальная коммуникация», под которой понимают взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств общения, обмен невербальными посланиями и их интерпретацию (уяснение и толкование) в конкретной ситуации [ 1, c.302].

Коммуникативная компетентность адвоката – это система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают успех в профессиональном общении. Коммуникативная компетентность является частью психологической компетентности, которая, в свою очередь, включена в профессиональную компетентность адвоката [3]. Значение психологической компетентности подчеркивают и сами адвокаты: «адвокату необходимо знать, что управляет человеческим поведением, владеть искусством общения, эффективного и правомерного воздействия на людей»[ 2, c.15 ]

Адвокат не только должен установить психологический контакт с доверителем, но и помочь ему справиться со стрессом в нестандартной для доверителя ситуации. Необходимо понимать, что доверитель попадает в подобную ситуацию впервые (чаще всего впервые, если речь идет не о рецидивисте), а значит, он находится в состоянии растерянности, так как у него отсутствует опыт, модель устойчивого поведения и не выработан механизм психологической защиты. По перечисленным выше причинам, доверителю необходима психологическая поддержка в непростой жизненной ситуации общения с представителями правоохранительных органов.

Необходимо понимать, что следователь готовится к процессуальным действиям, например, допросу заранее и устанавливает психологические аспекты предстоящего допроса лица, инициирующие доверителя на откровенность. Вполне возможно, что они будут основаны на компрометирующих сведениях.  Даже психологически устойчивый человек легко может растеряться под давлением следователя, сказать лишнее и, тем самым, ухудшить свое положение.

Например, Бертовский Л.Л. и Белозерова И.А. описывают следующее средство для получения криминалистической информации: «Если следователь задал вопрос и допрашиваемый стал на него отвечать, необходимо кивать, пока он будет говорить. Когда собеседник закончит говорить, необходимо кивнуть еще пять раз со скоростью примерно раз в секунду. Как правило, к четвертому кивку он начнет говорить снова и даст дополнительную информацию» [4, с.513].

Но не всегда у следователей имеется возможность для подготовки проведения допроса, и приходится проводить данное следственное действие, когда допрашиваемый находится в стрессовом состоянии. Стресс, как известно, снимает у человека повышенный контроль, что может сыграть не в пользу допрашиваемого лица.

Таким образом адвокат может заблаговременно объяснить доверителю, что мимика, жесты, положение тела в пространстве, интонация и темп речи способны принести как пользу, так и вред своему обладателю, а также могут быть оценены компетентным специалистом в этой области. Для доверителя не будет лишней информация о простых приемах, позволяющих обретать уверенность, справляться с волнением и выходить из подавленного состояния.

Принимая участие в процессуальном мероприятии адвокат четко следит за тем, чтобы права его доверителя не нарушались, а именно не допускает физического и психологического давления, отклоняет наводящие, недопустимые или оскорбительные вопросы и т.д. Также он вправе давать краткие консультации своим доверителям по ходу допроса. Однако отвечать вместо допрашиваемого лица адвокат не имеет права. При необходимости и по просьбе допрашиваемого или его адвоката допрос может прерываться для дачи адвокатом консультации наедине и подготовки к ответу на конкретный вопрос.

Не существует и не может существовать готового алгоритма установления психологического контакта. Необходимо учитывать индивидуальные особенности собеседника, его психическое состояние и ситуацию, в которой он находится. Способ установления психологического контакта с впечатлительным и особо тревожным доверителем будет отличаться от способа установления контакта с доминантным, уверенным в себе лицом.

Действительно, адвокат своим присутствием должен вселять в доверителя уверенность и спокойствие, однако ему также необходимо объяснить доверителю что излишняя самоуверенность не всегда является лучшим тактическим приемом при общении с правоохранительными органами, дознанием и следствием.

Как замечают Баренбойм П.Д., Караханян С.Г., Гусейнов А.А. и Кравченко Д.В. [2, c.6 ] психологическое давление во время допроса на обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, даже порой потерпевшего является причиной большого числа следственных и судебных ошибок.  Не каждый юрист-профессионал знает, что во многих случаях психологическое давление может являться одной из форм психологической пытки, поскольку «означает умышленное причинение нравственного страдания для получения сведений или признания», как это сформулировано в Конвенции против пыток [5], принятой ООН в 1984 году. Другим международно-правовым документом также обязательным для России является Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка [6], в которой говорится о «гуманном осуществлении функций по поддержанию правопорядка», что означает эффективное поддержание этических норм поведения должностных лиц, их полный самоконтроль при осуществлении правоохранительных функций.

Одной из наиболее важных проблем в уголовном судопроизводстве является оптимизация, а так же повышение информативности такого следственного действия как допрос. По мнению многих процессуалистов и практиков допрос является незаменим следственным действием, так как выступает одним из источников получения интересующей следствие информации от участников процесса. Результат допроса измеряется качеством полученной информации, а качество в свою очередь заключается в объективности сведений, т.е. правдивости показаний. При допросе подозреваемого (обвиняемого) возникает ряд определенных трудностей, связанный в первую очередь с процессуальным статусом, а так же с особенностями личности лица совершившего преступление.

Адвокату необходимо разъяснять своему доверителю, что следователь (дознаватель), на подготовительном этапе проведения следственного действия старается побеседовать с допрашиваемым на отвлеченные темы, для установления психологического контакта, а также для выявления таких характеристик личности как склонность к фантазированию, явно проявляющееся чувство страха, излишняя нервозность, импульсивность и др. Исходя из личностных особенностей лицо, проводящее допрос составляет план проведения следственного действия, а также психологические приемы, для конкретной ситуации.

Практике известны такие психологические приемы, как «перераспределение внимания», следователь целенаправленно задает менее интересующие его вопросы, для того чтобы отвлечь концентрацию внимания подозреваемого от продуманных ответов, в процессе такого допроса допрашиваемый теряет бдительность и проговаривается о важных обстоятельствах. Аналогичный прием «инерция», следователь начинает беседу на нейтральную тему, медленно подходя к интересующим его вопросам, в ходе такой беседы допрашиваемый также теряет контроль и может проговориться. Следующий психологический прием называется «дубль», из названия следует, что это повтор, применительно к допросу, это повторный допрос. Следователь по очереди проводит допрос одного и того же лица по тем же в большинстве своем вопросов, и руководствуясь на повторном допросе полученными ранее сведениями, делает вывод о том где более всего допрашиваемый уточняет детали, что может свидетельствовать о том, что это придуманный факт.

Одним из наиболее широко применяемых в практике психологических приемов выступает «допущение легенды» при производстве допроса, следователь делает вид, что верит в показания, принимает так называемую легенду допрашиваемого, но по итогу задает рад уточняющих, максимально детализирующих вопросов, что может застать подозреваемого врасплох.

Для повышении результативности следственного действия, следователь может учесть и ту обстановку, в которой будет находиться допрашиваемый. Например, для несовершеннолетнего будет целесообразно проводить допрос по месту учебы, проведения досуга, по месту жительства, в этом случае допрашиваемому не придется преодолевать страх, а также появится возможность у лица, проводящего следственное действие избежать возникновения конфликтной ситуации. Касаемо взрослого человека, следователь может разместить подозреваемого по центру помещения, чтобы стол не прикрывал руки допрашиваемого, при таком расположении лицо, дающее показания будет чувствовать себя «незащищенным», свою ложь ему придется скрывать еще тщательней, концентрация внимания будет перемещена на движения, жестикуляцию; тут важно заметить изменения тона голоса, человек начнет говорить тише, паузы между фразами, а иногда и словами станут длиннее.

Также следователь нередко обращает внимание на руки, ведь все люди в детстве обманывали, и первое что мы делали, мы прятали руки за спину или в карманы, также распространенный жест рука, тянущаяся к лицу, ко рту, к носу и т.д. Необходимо отметить, что, конечно же по одному жесту следователю нельзя оценивать всю картину и делать однозначные выводы, следует проанализировать всю совокупность движений и сказанного лицом, который дает показания. Нередко правоохранительные органы не способны оценить посткриминальное поведение преступника, его истинные намерения, а так же мотивы совершения преступления.

Однако, как показывает практика колоссальное количество комбинаций, психологических приемов, а также возможностей использования специальных знаний не реализуется, существуют только в теории. Следственные действия проводятся не качественно, зачастую обвинение строится на предположениях, догадках и косвенных доказательствах, что не может не исключать ошибок в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, информация черпается не только из вербальных средств общения, но и из широкой сферы невербальной коммуникации (мимика, пантомимика, интонации голоса, многочисленные непроизвольные сопутствующие проявления). Взаимодействие с помощью неречевых средств общения, обмен невербальными посланиями и их интерпретацию (уяснение и толкование) в конкретной ситуации широко применяется в деятельности всех субъектов уголовного процесса,. Следовательно, можно сделать вывод о том, что интерес к данной области исследований растет, это связанно в первую очередь с поиском новых возможностей познания личности человека, что является важнейшим компонентом  как в расследовании преступлений и установлении виновных лиц, так и в защите от необоснованного обвинения.

 

Список литературы: 

  1. Криминалистика (учебник для бакалавров и специалистов) (отв. ред. д.ю.н., проф. Е.П. Ищенко). - М.: «Проспект», 2020
  2. Психологическая пытка в России и за рубежом / П. Баренбойм, С. Караханян, Д. Кравченко. М.: ЛУМ, 2016..
  3. Cкабелина Л.А. О психологической компетентности адвоката / «Адвокатская газета» №12 (269), 2018.
  4. Метелев А.В., Образцов В.А., Поздняков В.М., Рычкалова Л.А., Селина Е.В., Степаненко Д.А., Табаков А.В., Тушканова О.В., Устинов А.В., Ширев Д.В., Шмонин А.В. Криминалистика: учебник для бакалавров (под ред. д.ю.н., проф. Л.В. Бертовского). - М.: «Проспект», 2018.
  5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принята резолюцией 39/46Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml
  6. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принятрезолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года.URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct.shtml