PROBLEMS OF ENSURING ACCESSIBILITY OF DISABLED PEOPLE TO HOUSING AND OTHER OBJECTS AND SERVICES IN THE ASTRAKHAN REGION

 

Vitaliy Trubin

candidate of juridical sciences, The Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Saratov State Law Academy Astrakhan branch,

Russia, Astrakhan

 

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье раскрывается проблема реализации создания доступной среды для инвалидов. Часто выявлялась так называемая мнимая доступность, когда формально объект инфраструктуры оборудовался согласно требованиям, но в реальности воспользоваться вспомогательным устройствами не представлялось возможным.

ABSTRACT

This article reveals the problem of implementing the creation of an accessible environment for people with disabilities. The so-called imaginary accessibility was often revealed when the infrastructure object was formally equipped according to the requirements, but in reality it was not possible to use auxiliary devices.

 

Ключевые слова: пандус, инвалид, показатели доступности, лица с ограниченными возможностями, контрольная разметка на ступенях, граждане с ограниченными возможностями.

Key words: ramp, disabled person, accessibility indicators, people with disabilities, check marking on the steps, citizens with disabilities.

 

«Доступность услуг для инвалидов

– это один из показателей здоровья самого

 общества. Власть должна слышать этих людей».

В.В. Путин

В 2012 году в Российской Федерации была ратифицирована Конвенция «О правах инвалидов», призванная кардинально изменить отношения в нашем обществе к инвалидам [10]. Данный закон коренным образом изменяет подходы в принятии решений по обеспечению инвалидам доступа к физическому окружению, транспорту, информации связи, а также в области жилищных отношений. По итогам  работы, проведенной в системе нормативно-правовых актов касающихся инвалидов и других маломобильных групп, более 600 документов претерпели существенные изменения на международном, федеральном и региональном уровнях либо в этой области были созданы совершенно новые документы. В 2015 году Постановлением правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года № 599 установили, в каком порядке и в какие сроки органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления должны быть разработаны мероприятия по улучшению доступности для инвалидов объектов и услуг в различных сферах деятельности [8].В 2016 году Постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены «Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме», которым кроме самих правил была утверждена форма акта обследования жилого помещения инвалида, требуемого при решении вопроса об экономической целесообразности проведения реконструкции или капитального ремонта дома, в котором инвалид проживает [5].

В исполнении данного постановления нормативными актами субъектов Российской Федерации были приняты региональные нормативные правовые акты, направленные на обеспечение прав инвалидов, и том числе в части беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам [9].

Согласно действующего законодательства, инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [11].

На 1 апреля 2020 года численность инвалидов в Астраханской области составляет 43568 человек [7].

В Астраханской области распоряжением Правительства Астраханской области от 29.10.2015 года был утвержден План мероприятий («Дорожная карта»), целью которой являлось повышение доступности для инвалидов объектов и услуг в различных сферах: социальной, трудовой, спортивной, образовательной, культурной, охраны здоровья и многих других [7].В декабре 2016 года в Астраханской области был принят Закон «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» [8].

Следует отметить, что еще до ратификации упомянутой Конвенции на территории Астраханской области была принята и осуществлена комплексная долгосрочная целевая программа «Доступная среда на 2011—2015 годы», разработанной для маломобильных групп населения, и в том числе для различных групп инвалидов [9]. Об итогах ее реализации и выполнения задач в отношении инвалидов можно судить по Специальным докладам уполномоченного по правам человека в Астраханской области за 2013 и последующие годы. Из докладов следует, что в Астраханской области их фактическая реализация протекает крайне медленно и неэффективно. Так, в 2014 году государственные органы исполнительной власти региона и уполномоченный по правам человека в Астраханской области осмотрели социальные объекты, жилые здания в рамках выборочного исследования. По результатам исследования было установлено, что порядка 90% осмотренных объектов в той или иной степени недоступны для инвалидов. Часто выявлялась так называемая мнимая доступность, когда формально объект инфраструктуры оборудовался согласно требованиям по обеспечению доступной среды, но в реальности воспользоваться вспомогательным устройствами (пандусом, кнопкой вызова и т.д.) не представлялось возможным из-за их неисправности, физической недоступности или иных причин.

Среди всех учебных заведений в ходе исследования лишь в единичных случаях здания были оснащены пандусами, но часто не отвечающими требованиям. Никак не обеспечивался доступ детей-инвалидов на верхние этажи школ, а места общего пользования не оборудованы. Схожая ситуация наблюдается и в жилых домах, в которых проживают инвалиды. Большинство зданий так и остались не оборудованными для свободного передвижения инвалидов, а именно, подъезды не были оборудованы пандусами, а лестничные подъемы не выделены определенным цветом для слабовидящих. Эти вопросы для граждан с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему являются весьма актуальными, а в некоторых случаях, как например, установления пандуса в старой пятиэтажке непреодолимыми.

В докладе приводятся яркие примеры. Например, «не один год» ушёл у регионального Уполномоченного по правам человека на то, чтобы добиться обеспечения доступной среды в здании, где расположен его офис. Другой пример: гр-н Г., являющийся инвалидом I группы, обратился к Уполномоченному по вопросу установки пандуса на входе в жилой дом. В суде ТСЖ обязали его установить. ТСЖ отчиталось об исполнении указанного решения, однако угол подъема этого пандуса – 45 градусов, то есть въехать на него не только инвалид на кресле-коляске, но и всякий другой человек физически не сможет. В докладе содержатся и другие случаи нарушения прав инвалидов, например случай, произошедший с женщиной–инвалидом на выходе из здания Астраханского областного суда. В итоге – падение и перелом. Причиной же этому стало отсутствие на лестнице у входа в здание поручней, а также контрастной разметки на ступенях.

Анализ указанных Докладов в период с 2013 по 2018 год позволяет прийти к выводу, что все они в части соблюдения прав инвалидов содержат всего лишь несколько страниц, проиллюстрированными примерами, но зачастую не содержат конкретных выводов, а те которые имеются, носят взаимоисключающий и умиротворительный характер. Последующие доклады содержат все те же повторяющиеся примеры и недостатки. Например, «ситуация с обеспечением прав инвалида на территории Астраханской области носит неоднозначный характер, с одной стороны, фактов массовых и грубых нарушений в истекшем году не зафиксировано, с другой стороны» и т.д [1]. Анализ судебной практики за период с 2005 по 2018 год также позволяет прийти к однозначному выводу, что судебных дел на региональном уровне по защите лиц с ограниченными возможностям и крайне мало [5].

Наше общество становится более зрелым, гуманным и неравнодушным, медленно, и стабильно меняет свое отношение к лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и, в том числе к проблемам инвалидов. Однако, основываясь на Докладах Уполномоченного по правам человека в Астраханской области и отсутствии судебной практики по этой категории лиц, можно прийти к неутешительным выводам о наличии серьезных проблем при реализации прав и свобод человека (инвалида)на конкретном региональном уровне. Инвалидность ставит перед человеком множество сложностей, которые, прежде всего, проявляются в социально-бытовой сфере. Это проблемы психологического характера, получения образования, трудоустройства и т.д.. Все они, как правило, взаимосвязаны и обусловлены ограниченностью инвалида в указанных областях.

В настоящее время государство в целом принимает законодательные и другие меры, направленные на решение проблем инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями, но на примере Астраханской области они не выглядят достаточными и эффективными.

 

Список литературы:

  1. Доклады уполномоченного по правам человека О положении с правами человека в Астраханской области за 2012, 2015, 2016 и 2018 год // ru/uploads/file/Raznoe/DocladUP2016.doc
  2. Закон Астраханской области от 22.12.2016 № 85/2016-ОЗ (ред. от 21.11.2017) // Электронный фонд правовой информативно - технической документации, http://docs.cntd.ru/document/444886974
  3. Обобщение по гражданским и административным делам Астраханского областного суда 2006-2018 годы// http://oblsud.ast.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&rid=6
  4. Постановление Правительства Астраханской области от 20.07.2011 № 255-П // https://base.garant.ru/9153721/
  5. Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов // Собрание законодательства РФ, 25.07.2016, № 30, ст. 4914.
  6. Распоряжение Правительства Астраханской области от 29.10.2015 № 462-Пр О плане мероприятий ("дорожной карте") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социальной защиты населения, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспорта, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства Астраханской области // https://base.garant.ru/9153721
  7. Сайт Федеральной Государственной информационной службы Федеральный реестр инвалидов (ФГИС ФРИ)// https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost/chislennost-po-polu?territory=1
  8. Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июня 2015 г. , №26, ст. 3894.
  9. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 декабря 2014 г., № 49 (часть VI), ст. 6928.
  10. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов // СЗ РФот 7 мая 2012 г., № 19, ст. 2280.
  11. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019) О социальной защите инвалидов в Российской Федерации// СЗ РФ2018, № 1, ст. 61; N 11, ст. 159.