ISSUES OF IMPROVEMENT OF INSTITUTE OF LAWYERS - TODAY'S REALITIES AND NECESSARY CHANGES

 

Dilbar Suyunova

Doctor of Law Associate Professor of the Department of Criminal Procedure Law and criminalistics Tashkent state university of law,

Uzbekistan, Tashkent

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются поэтапное совершенствование национального законодательства касательно института адвокатуры. Выявлены некоторые его проблемы в частности, защиты прав физических и юридических лиц в административном судопроизводстве, дана оценка существующему положению по обеспечению прав граждан на квалифицированную юридическую помощь. В свете проекта Постановления Президента Республики Узбекистан о дальнейшем совершенствовании деятельности адвокатуры и коренному повышению статуса адвоката представлены предложения по усилению правового статуса адвоката в административном судопроизводстве, реформирования системы дисциплинарного контроля деятельности адвокатов, соблюдения адвокатской тайны, обращено внимание общественности на особую роль адвокатуры в осуществлении прав и законных интересов граждан, построении правового государства.

ABSTRACT

The article analyzes the phased improvement of national legislation regarding the institution of advocacy. Some of its problems were identified, in particular, the protection of the rights of individuals and legal entities in administrative proceedings, an assessment was made of the current situation on ensuring the rights of citizens to qualified legal assistance. In the light of the draft Decree of the President of the Republic of Uzbekistan on the further improvement of the activities of the bar and a radical increase in the status of a lawyer, proposals are presented on strengthening the legal status of a lawyer in administrative proceedings, reforming the system of disciplinary control of the activities of lawyers, and observance of lawyer secrets, the public is drawn to the special role of the bar in the exercise of rights and the legitimate interests of citizens, the construction of the rule of law.

 

Ключевые слова: Адвокатура, обеспечение прав и законных интересов граждан, административное судопроизводство, квалифицированная юридическая помощь, профессиональная этика адвокатов.

Keywords: Advocacy, ensuring the rights and legitimate interests of citizens, administrative proceedings, qualified legal assistance, professional ethics of lawyers.

 

Публикация на государственном сайте проекта Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию института адвокатуры и коренному повышению статуса адвокатов»[9] вызвало большой интерес среди практикующих юристов, о чем свидетельствуют многочисленные предложения к указанному проекту, которые официально поступили на сайт.

Действительно адвокатура, как самостоятельная независимая составляющая судебно-правовой системы, вносит существенный вклад в осуществление правосудия, обеспечение прав и законных интересов граждан. И сегодня, говоря о судебно-правовой реформе, мы не можем не оценить роль адвокатуры, как неотъемлемой части системы правосудия в целом. Ведь от уровня адвоката, его квалификации, знаний, порядочности, осведомленности об изменениях в законодательстве и других профессиональных качеств, зависит судьба человека, которому волею случая пришлось столкнутся со спором по гражданскому, экономическому делу либо оказаться субъектом уголовного или административного судопроизводства.

При этом адвокатура, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти, а является профессиональным сообществом адвокатов. Но государство все же участвует в формировании и финансировании адвокатской деятельности, обеспечивая ее независимость, оказывает бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законодательством.

Думается, нельзя не оценить законодательный и практический опыт государства по совершенствованию деятельности адвокатуры с момента обретения Узбекистаном независимости, который свидетельствует о поэтапном осуществлении реформирования адвокатской деятельности. Полагаем, очередной его стадией является подготовка нынешнего проекта Постановления Президента Республики Узбекистан касательно совершенствования института адвокатуры.

В указанном проекте постановления впервые затронуты вопросы о необходимости обеспечения подлинной институциональной независимости адвокатуры, предусматривающей упразднение контрольных и управленческих полномочий Министерства юстиции Республики Узбекистан в отношении института адвокатуры, совершенствование организационно-правовых основ деятельности органов самоуправления адвокатуры с соблюдением международных стандартов независимости профессии адвоката и профессиональных объединений адвокатов; реформирование системы дисциплинарного контроля деятельности адвокатов; нормативное закрепление и внедрение правовых механизмов, обеспечивающих государственную охрану жизни, здоровья, чести и достоинства адвоката и членов его семьи, их имущества, а также введение ответственности за посягательства на них и другие, не менее важные вопросы адвокатской деятельности.

Принимая во внимание важность указанного документа, всецело поддерживаем решение правительства о необходимости его всенародного обсуждения. Поэтому, учитывая возможность еще более глубокого, всестороннего изучения и анализа деятельности адвокатуры, плюрализм мнений относительно совершенствования института адвокатуры, хотелось бы остановиться на некоторых вопросах.

Отмечая необходимость унификации и гармонизации статуса и положения адвоката по экономическим и административным делам, в проекте обоснованно вносится на обсуждение дальнейшее совершенствование и усиление правового статуса адвоката в гражданском, экономическом и административном судопроизводствах.

Процессуальный порядок участия адвоката в административном судопроизводстве ограничен его участием лишь с момента задержания лица,  совершившего административное правонарушение (статья 297 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (КоАО)[6], сужены его права по реализации защиты прав должностного лица, также являющегося субъектом административных правоотношений.

Думается, следует совершенствовать нормы административного законодательства в соответствие с Конституцией Республики Узбекистан, где в статье 116 гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям гарантирована профессиональная юридическая помощь, тем самым, всему населению, в том числе, юридическим лицам и субъектам предпринимательства, обеспечена доступность юридической помощи, независимо от вида судопроизводства[7]. Ведь несмотря на специфику видов административных проступков, степень тяжести которых отличается от уголовных деяний, размер штрафных взысканий за их совершение, с финансовой точки зрения, ощутим не только гражданами, но и  должностными лицами, также являющимися субъектами административных правоотношений. Уместно отметить, что при рассмотрении административных материалов уполномоченными органами (должностными лицами) квалифицированная юридическая помощь сведена к минимуму, о чем могут свидетельствовать материалы, рассматриваемые органами безопасности дорожного движения, количество совершения которых намного превышает статистику других административных правонарушений.

Мировая практика оказания юридической помощи не разделяет «важные, значимые» дела, где присутствие адвоката считается обязательным,  и «мелкие» дела, когда юридическая помощь как будто бы не обязательна. 

Например, рядовые американцы с приверженностью относятся к судебно-правовым, требующим юридического обеспечения формам разрешения конфликтов. Так, в США прийти на судебное слушание, пусть даже по мелкому административному делу, без адвоката немыслимо. К примеру, полиция, установив превышение скорости водителя, не имеет права его штрафовать, поскольку законодательство предусматривает порядок рассмотрения такого материала судом. Когда дело попадает в суд, нарушитель направляет в суд своего адвоката, будучи осведомленного в том, что получать в суде штраф для водителя невыгодно, поскольку это влечет за собой повышение страховой премии страховой компанией, а повторное превышение скорости будет рассматриваться как рецидив. Поэтому в суд отправляется адвокат, который заявляет суду, что его клиент не признает себя виновным в превышении скорости. Это обстоятельство обязывает судью вызвать свидетелей, запросить дополнительные доказательства, чтобы достоверно установить вину в превышении скорости. Но для упрощения такой процедуры адвокат предлагает сделку о том, что его клиент признаёт нарушение правила парковки машины. Такое признание дает положительный исход дела. Судья вправе пойти на подобную сделку с адвокатом, назначив клиенту  штраф за нарушение парковки, но уже без неприятных последствий в виде повышения страховой премии[1]. Как видно, участие в этом деле адвоката намного упрощает процедуру судебного рассмотрения и, самое главное, облегчает финансовое положение его подзащитного.

Можно привести много примеров, где юридически грамотная квалифицированная помощь адвоката в различных судах выручала граждан в незначительных на первый взгляд делах.

В проекте затронут один из значимых для адвокатской деятельности вопрос реформирования системы дисциплинарного контроля деятельности адвокатов.

Сегодня Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре»[5] прямо возлагает на адвоката обязанность по соблюдению Правил профессиональной этики адвокатов, ведь будущий адвокат приносят клятву, в котором клянется исполнять обязанности, руководствуясь законами, в том числе, Правилами профессиональной этики адвокатов. Нарушение адвокатом требований закона об адвокатуре, указанных Правил и присяги адвоката влечет применение к нему мер дисциплинарной ответственности.

Но нормативное регулирование дисциплинарных проступков адвокатов не всегда останавливает некоторых нечистых на руку адвокатов, которые пренебрегая этическими нормами, злоупотребляя доверием клиента, осуществляют свои корыстные намерения, что приводит не только к утрате доверия к адвокату, но и в некоторых случаях, ставит под сомнение беспристрастность судей. Участие в делах такого рода «защитников» не только препятствует установлению истины, но и подрывает авторитет адвоката как юриста, служащего интересам граждан.

В странах европейского сообщества существует «Общий кодекс правил для адвокатов стран европейского сообщества». На конференции, которая состоялась в сентябре 1990 г. в Нью-Йорке, Международной ассоциацией юристов был принят правовой документ «Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов».

В ряде западноевропейских стран (Германия, Бельгия, Испания) деонтологические кодексы (кодексы профессиональной этики адвокатов) являются по своей природе правовыми актами, так как утверждаются законами или указами глав государств, во Франции ответственность французского адвоката также гарантируется Законом в форме обязательного страхования профессиональной ответственности[3].

В Российской Федерации отдельные кодексы своими предписаниями дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность адвокатов. Об этом прямо указывается в некоторых актах. Например, ст. 2 Кодекса профессиональной этики адвоката России (принятого первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. с изменениями и дополнениями от 8 апреля 2005 г.) предписывает, что настоящий кодекс дополняет правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре[10].

Полагаем, практика указанных государств заслуживает внимания при решении вопроса коренного повышения статуса адвоката. Ведь для того, чтобы адвокатура имела возможность исполнять свою миссию, реально повлиять на подъем престижа своей профессии, добросовестно оказывать квалифицированную юридическую помощь гражданам и юридическим лицам полагаем необходимо принять на законодательном уровне Кодекс профессиональный этики адвокатов, в котором следует регламентировать моральные принципы адвоката, этические правила поведения адвоката с коллегами, клиентами, профессионализм адвоката в оказании квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам, правдивость и честность с должностными лицами, осуществляющими правосудие и др.[2]

Анализ законодательства касательно адвокатской деятельности показал, что институтом, резко отграничивающим профессию адвоката от подавляющего большинства других профессий и объединяющим ее с профессией врача, является институт адвокатской тайны[4,5,6,8].

Законом Республики Узбекистан «Об адвокатуре» регламентирована обязанность адвоката хранить адвокатскую тайну (статья 9). Предметом адвокатской тайны является сам факт обращения доверителя (подзащитного) к помощи адвоката, вопросы, по которым доверитель (подзащитный) обратился за помощью, суть консультаций, советов и разъяснений, полученных доверителем (подзащитным) от адвоката, все иные сведения, касающиеся содержания бесед адвоката с доверителем (подзащитным)[5].

Устанавливая запрет на разглашение сведений, составляющих предмет адвокатской тайны, и использовать эти сведения в своих интересах или интересах третьих лиц, законодатель, в то же время, не определил какую-либо ответственность за указанные действия адвоката, помощника адвоката, стажера адвоката, должностных лиц и технических работников адвокатских бюро, коллегий и фирм.

Доверие клиента - основа взаимоотношений с адвокатом. Он обязан всегда действовать в интересах клиента, информируя его о материалах дела, чтобы тот смог принять обдуманные решения в защиту своих интересов. Поэтому адвокат, обеспечивая высокие стандарты доверия в отношениях с клиентом, обязан соблюдать адвокатскую тайну, проявлять конфиденциальность в отношении сведений, полученных от клиента. Он не может использовать в личных целях полученную от клиента информацию, сохраняет конфиденциальность и после завершения дела.  Думается, осознание того, что нарушение принципа соблюдения адвокатской тайны влечет ответственность по закону, поможет адвокату избежать ситуации возникновения конфликта интересов, будет способствовать осуществлению адвокатом основной задачи -установлению истины по делу.

В заключении хотелось бы отметить, что адвокатура занимает в общественном и государственном устройстве нашей страны важное и жизненно необходимое место. Несмотря на свою независимость, адвокатура играет особую роль в отправлении правосудия, обеспечивая защиту прав и интересов граждан в уголовном, гражданском, экономическом и административном судопроизводстве. Законодательное регулирование деятельности адвокатуры предусматривает не только доступность квалифицированной юридической помощи населению, но и соблюдение адвокатом адвокатской этики, повышение авторитета и достоинства адвоката, неразглашение адвокатской тайны. Несомненно, совершенствование деятельности адвокатуры, законодательное закрепление подлинной институциональной независимости адвокатуры во многом повысит статус адвоката, обеспечит гарантированную государством профессиональную юридическую помощь всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Функционирование правового государства, осуществление прав и свобод граждан практически невозможно без компетентных и независимых юристов-адвокатов. Поэтому принятие на таком высоком уровне нормативного акта, касающегося совершенствования института адвокатуры, обеспечит гражданам квалифицированную юридическую помощь и повысит эффективность  правосудия. 

 

Список литературы:

  1. Адвокатура в зарубежных странах (на примере США, Германии, Франции и Великобритании) // Институт экономики и права Ивана Кушнира URL: http://be5.biz/pravo/a002/17.html (дата обращения: 16.06.2020).
  2. Буробина В. Н. Адвокатская тайна. - Москва: Статут, 2006.
  3. Деханов С.А. Адвокатура в ЗЗападной Европе:опыт и современное состояние: дис. ... д-р. юрид. наук: 12.00.07. - Москва, 2011.
  4. Закон «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов». - № 37 изд. - Ташкент: Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017. - ст. 978.
  5. Закон «Об адвокатуре». - № 1-2 изд. - Ташкент: Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004. - ст. 18.
  6. Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан.. - Ташкент: «Адолат» , 2019.
  7. Конституция Республики Узбекистан.. - Ташкент: «Адолат» , 2019.
  8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании порядка лицензирования адвокатской деятельности и создания адвокатских формирований» № 60 от 9 марта 2009 года. . - № 6 изд. - Ташкент: Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2012. - ст. 57 с.
  9. Проекта Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию института адвокатуры и коренному повышению статуса адвокатов» // Обсуждение проектов нормативно-правовых документов Республики Узбекистан URL: https://regulation.gov.uz/ru/document/16779 (дата обращения: 04.04.2020 г.).
  10. Сергеев, В.И. Адвокат и адвокатура [Текст]: учебное пособие / В.И.Сергеев. – М.: Юнити, 2007. – 427 с.