AUCTION BIDDING: LEGAL ENTITY AND TERMS OF VALIDITY

 

Anastasia Kostomarova

 graduate student, ANO VO Institute of Law and Management VPA,

Russia, Tula

Nadezhda Kolesnikova

Chief of Staff of the Russian MIA Administration for the city of Tula, Lieutenant Colonel of Internal Service, Ph.D,

Russia, Tula

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основные аспекты, связанные с осуществлением торгов посредством аукционов. Освещены исторические предпосылки современной формы аукциона, показана их разновидность и юридическая сущность, а также выявлены особенности признания торгов недействительными. 

ABSTRACT

The article discusses the main aspects related to the implementation of bidding through auctions. The historical prerequisites of the modern form of the auction are highlighted, their variety and legal are shown, and the features of the recognition of the auctions as invalid are revealed.

 

Ключевые слова: торги, аукцион, недействительность, товар, имущество, суд.

Keywords: bidding, auction, invalidity, goods, property, court.

 

Актуальность исследования правового регулирования аукционных торгов предопределена значе­нием аукционов как одной из форм ры­ночных отношений, занимающая в них особое место и характеризую­щаяся своей специфической сущностью. Аукционы достаточно давно нашли широкое распро­странение в мировой практике и в международном бизнесе, и на сегодняшний день продолжается их активное ис­пользование. При этом разрабатываются новые формы и сферы применения аукционов для решения проблем реализации отдельных проек­тов. В условиях расширения приме­нения санкций в международной торговле внимание к аукционам повышается, поскольку они позволяют с высокой степенью объективности привлекать предпринимательские структуры для осуществления наиболее выгодных сделок.

В современной отечественной правоприменительной практике аукционные торги также получили особое распространение, как один из способов заключения договоров в гражданском процессе. Это связано с тем, что субъекты правоотношений, возникающих в процессе заключения и реализации договора, заинтересованы в максимально выгодных для себя условиях [9, с. 89]. Одновременно с этим, увеличивается и число исков, связанных с рассмотрением в судах дел о признании торгов недействительными.

Аукцион - это открытые торги различными ценными предмета­ми: коллекционными и антикварными вещами, драгоценными изделиями, кофе, чаем, пушниной, прочим сырьём и различными готовыми товарами.

Выводу аукционной торговли на качественно новый уровень способствовало бурное развитие сети Ин­тернет. С каждым годом растет число Интернет-аукционов и количество их участников. Интернет-аукцио­ны - одна из наиболее важных и перспективных бизнес-моделей в мировой экономике. Значение Интернет-­аукционов определяется тем, что они являются экономически эффективным инструментом в современном механизме рыночного хозяйства, а их внедрение способствует существенному повышению результативно­сти внешнеэкономической деятельности предприятий, формированию условий развития современной ин­фраструктуры внешней торговли.

На сегодняшний день доля Интернет-аукционов в обороте электронной коммерции составляет до 25% в США и до 40% в Германии [10, с. 35]. Несмотря на то, что аукционные торги нашли широкое распространение в мировой практике, в России их проведение долгое время было крайне ограничено. Лишь только после реформирования рос­сийской экономики произошло быстрое развитие аукционной деятельности во всех ее видах.

По спо­собу установления цены товара в процессе торгов различают два типа аукци­онов:

  1. Аукцион с понижением цены (голландский аукцион), победителем кото­рого признаётся лицо, первым согласившееся уплатить предлагаемую на аук­ционе цену. Именно с голландской системы началась история аукционов, ко­гда чаще всего распродавались остатки имущества и нужно было сбыть все до последней нитки. Также известен как реукцион и аукцион на понижение. В настоящее время подобные торги почти не проводятся.
  2. Аукцион с повышением цены (английский аукцион), победителем которого признаётся лицо, предложившее наивысшую цену - самая распро­страненная форма аукционов в настоящее время.

Главной стадией аукциона является торг, который проводит аукционист совместно с ассистентами. Он начинается в заранее назначенный день и час в специально оборудованном помещении.

Существуют способы повышения цены - гласный и негласный. При глас­ном способе аукционист во время торгов объявляет новую цену и номер по­купателя, предложившего ее. При негласном способе аукционист лишь объяв­ляет новую цену, не называя покупателя.

Известны и другие виды аукционов:

Слепой аукцион - аукцион, в котором аукционеры должны к определен­ному сроку подать свои предложения, запечатанные в конвертах.

Биржевой аукцион - аукцион, в котором товар продаётся на бирже.

Валютный аукцион - аукцион, в котором продаются валютные средства.

Вексельный аукцион - аукцион, в котором продаются казначейские век­селя.

Депозитный аукцион - онлайн аукцион, в котором коммерческие банки торгуются за лоты (депозиты юридических лиц) путем повышения предлагае­мой процентной ставки.

Залоговый аукцион - аукцион, который применяется в случаях, когда продажа происходит принудительно, в основном - при продаже имущества, являющегося залогом выдающегося кредита.

Интернет-аукцион - аукцион, в котором роль аукциониста выполняет электронная торговая система, а покупка-продажа товара происходит непо­средственно между людьми.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (далее - ГК РФ) [1], торги интерпретируются как публичные в рамках исполнительного производства, в котором организатором выступает лицо, уполномоченное отчуждать имущество на основании соответствующих нормативно - правовых актов, или представители государственных (муниципальных) органов власти (ст. 449.1 ГК РФ). Действующая редакция ГК РФ в п. 1 ст. 449 также определяет, что торги могут быть признаны недействительными в случае их проведения с нарушением норм российского законодательства. При этом иск со стороны заявителя может быть составлен в течение года после проведения указанных торгов.

Так, торги могут быть признаны недействительными в том случае, если:

  1. продажа отчуждаемого имущества была осуществлена ранее извещенного срока;
  2. участники проводимых торгов были отстранены от непосредственного участия в незаконном порядке;
  3. на торгах необоснованно не была принята максимально предложенная цена;
  4. были допущены процессуальные ошибки, повлекшие неправильное определение цены продажи;
  5. иные аспекты, которые привели к допущению нарушений (ст. 449 ГК РФ).

Данные правовые положения способствуют неоднозначности судопроизводства, осуществляемому при разрешении указанных споров. Возникает настоятельная необходимость определения критериев, на основании которых нарушения трактуются как существенные и приводят к признанию торгов недействительными.

Анализ действующих нормативно - правовых актов РФ, регламентирующих процесс осуществления торгов в России, продемонстрирует, что в малой степени уделяется внимание основаниям признания торгов недействительными. Прямого закрепления и подробного описания данных оснований нет в Градостроительном кодексе РФ при детерминации организации и проведения аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории (ст. 46.3) [2], в Земельном кодексе РФ - при определении особенностей продажи (предоставления в аренду) земельных участков, находящихся в собственности государственных (муниципальных) органов власти, на торгах и без проведения торгов (ст. 39.3 и ст. 39.6)  [3], в Лесном кодексе РФ - при освещении положений о проведении торгов на право заключения договора аренды или купли - продажи лесного участка (лесных насаждений), находящихся в собственности институтов публичной власти (гл. 8) [4].Отсутствуют такие основания в Федеральном законе от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» при указании порядка, способов и особенностей приватизации государственного и муниципального имущества» [5], а также в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ в ст. 93 о признании торгов недействительными [6].

В определённом объеме освещены основания признания торгов недействительными в рамках Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, действующие положения которого направлены на пресечение случаев, которые могут ограничить или не допустить конкуренцию при проведении торгов [7]. В данном случае подразумевается наличие следующих условий:

  • координация и регулирование организатором торгов деятельности его участников;
  • создание преимущественных условий для участника (участников) проводимых торгов;
  • нарушение условий и порядка определения победителя;
  • участие организаторов торгов и (или) его представителей в торгах [10, с. 62-63].

Отдельно стоит отметить Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ  [8] (далее - Закон №44-ФЗ), который также осветил некоторые положения об оспаривании результатов проведенных торгов. Так, п. 9 ст. 32 декларирует, что заказчик не вправе использовать критерии или их величины значимости, которые не предусмотрены Законом №44-ФЗ, для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выполнения закупки. К таким критериям можно отнести требования по наличию определенной квалификации участника, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, качественные характеристики объекта и цену контракта (п. 1 ст. 32 Закона №44- ФЗ). В противном случае по соответствующему иску участника (участников) закупки определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным. Таким образом, можно отметить, что действующая редакция Закона №44-ФЗ уделяет внимание соотношению объекта закупки и легальности определения победителей торгов. Помимо прочего определённым нововведением может служить фактор личной заинтересованности заказчика как основание для оспаривания торгов (ч. 22 ст. 34 Закона№44-ФЗ).

Таким образом, принципиальным условием в процессе признания торгов недействительными является установление заинтересованности в оспаривании торгов у лица, обратившегося в суд. В современной судебной практике заинтересованным лицом трактуется тот, чьи права и интересу могут пострадать или уже пострадали в результате заключенной сделки. Соответственно, в случае, если истец не обладает материальным интересом в гражданском споре и не является заинтересованным лицом, то на основе норм современного законодательства он не обладает правом на оспаривание сделки.

Таким образом, аукцион необходимо рассматривать как одну из форм проведения торгов. Общим для всех аукционов является принцип состязательности между покупателями. В процессе борьбы между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона, который и приобретает товар.

В современных экономических условиях торги являются важным право­вым механизмом, обеспечивающим удовлетворение различных потребностей субъектов. Стремительное развитие технологий позволило внедрить в торговые отношения субъектов предпринимательства новую форму торгов – электронный аукцион. Однако, нормативно-правовое регулирование аукционной торговли не имеет совершенной формы, что было продемонстрировано в данной статье на примере признания торгов недействительными. Невозможно отразить все нарушения, декларированные различными нормативно - правовыми актами РФ, в рамках одной статьи, а именно ст. 449 ГК РФ, по результатам которых торги признаются недействительными. Однако придание определённого единообразия в системе действующих законов и подзаконных актов в отношении возможных нарушений, которые приводят к излишнему расходованию бюджетных средств, ограничению числа участников торгов или неправильному определению победителя окажет положительное влияние на результативность разрешения судебных споров, связанных с признанием торгов недействительными.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. 16.12.2019) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. 13.07.2020) // Российская газета, N 290, 30.12.2004.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 N 136- ФЗ (ред. 13.07.2020) // Российская газета, N 211-212, 30.10.2001.
  4. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2006 N 200-ФЗ
  5. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. 24.04.2020) // Российская газета, N 277, 08.12.2006.
  6. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. 08.06.2020) // Российская газета, N 223, 06.10.2007.
  7. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. 24.04.2020) // Российская газета, N 162, 27.07.2006.
  8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (08.06.2020) // Российская газета, N 80, 12.04.2013.
  9. Муниципальное право : учеб.пособие для студентов вузов / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018.
  10. Управление закупками и заказами : учеб.пособие для студентов вузов / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018.