INDEPENDENT EXAMINATION (ASSESSMENT) AFTER AN ACCIDENT: FEATURES OF THE

 

Pavel Ivanov

 master's student, ANO VPO Institute of law and management VPA,

Russia, Tula

Nadezhda Kolesnikova

senior lecturer, K. Paul.newton, ANO VPO Institute of law and management VPA,

Russia, Tula

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается сущность оценочной деятельности в отношении транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия,  а также  особенности проведения его независимой экспертизы (оценки).

ABSTRACT

The article deals with the essence of evaluation activities in relation to the vehicle after a traffic accident, as well as features of its independent examination (evaluation).

 

Ключевые слова: оценочная деятельность, транспортное средство, экспертиза, ущерб, стоимость имущества.

Keywords: appraisal activity, vehicle, expertise, damage, property value.

 

Смена общественно-экономической формации в конце XX столетия в нашей стране послужила толчком для формирования института частной собственности, создания фондового рынка, появления коммерческих банков, залогового кредита и других атрибутов рыночной экономики. В результате начавшихся преобразований на рынке потребительских услуг появились новые виды профессиональной деятельности, среди которых особое место занимает оценочная деятельность. На актуальность и востребованность подобных услуг в настоящее время указывает хотя бы тот факт, что в России функционируют семнадцать саморегулируемых организаций оценщиков, в которых зарегистрировано более десяти тысяч сотрудников, сдавших квалификационные экзамены на право самостоятельного производства оценки.

Существование и совершенствование оценочной деятельности может иметь место только в условиях рыночных отношений, когда есть свободная конкуренция, а государство поставлено в определенные рамки при создании законодательной базы в сфере правового регулирования этого вида деятельности.

Основным носителем специальных знаний является эксперт, использующий свои специальные знания в процессуальной форме при производстве судебной экспертизы [2, с. 17].

Потребность в определении стоимости имущества возникает у широкого круга граждан, а также юридических лиц. Трудно представить себе предпринимательскую деятельность без периодического обращения к услугам оценочных компаний. Не исключением является и такая сфера общественных отношений, которая связана с ежедневными потребностями человека на передвижение по дорогам общего пользования, и как следствие, наличие риска возникновения дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) и причинения ущерба транспортным средствам.

Ежедневно на российских дорогах происходит несколько тысяч дорожно-транспортных происшествий. Причём, ни один водитель, даже самый опытный, не застрахован от участия в ДТП. Поэтому страховка ОСАГО является обязательной [7, ст.4]. Однако её наличие не гарантирует справедливой компенсации материального ущерба в случае аварии. Если страховое возмещение не соответствует полученным автомобилем повреждениям, каждый водитель имеет право обратиться к независимой экспертизе.

Эффективность оценочной деятельности ущерба от ДТП обусловлена уровнем профессиональной подготовки оценщика, проводящего независимую оценку (экспертизу) автомобилей после ДТП, его компетентностью в вопросах определения стоимости имущества, так и надлежащим исполнением им своих обязанностей, возложенных на него законом.

По этой причине правовое регулирование оценочной деятельности должно носить четкий и ясный характер.

Если немного обратиться к истории вопроса, то выяснятся, что определением стоимости восстановительного ремонта (ущерба) автомобилей в советское время занимались инженеры - специалисты в области кузовного ремонта автомобилей, работающие на автосервисах. Ими определялся перечень необходимых работ для восстановления автомобилей и рассчитывалась их стоимость. После перестройки эти специалисты занялись частным предпринимательством, выделились из автосервисов и стали называть себя независимыми оценщиками. Видимо, именно поэтому общее мнение о практике определения ущерба от ДТП стало связывать эту деятельность с оценкой. На самом деле это не совсем так. По мнению экспертов Бюро «Версия», определением ущерба от ДТП должны заниматься специалисты в области исследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, понимающие связь повреждений транспортных средств с конкретной аварией, знакомые с технологией их ремонта и умеющие рассчитывать стоимость работ и материалов, требуемых для восстановления автомобилей. Другими словами, познаний просто оценщика не всегда достаточно [1, с. 108].

Современная независимая оценка (экспертиза) – мероприятие, проводимое незаинтересованными в дорожно-транспортном происшествии лицами и направленное на всестороннее исследование нанесённого материального ущерба потерпевшей стороне. Так, в результате экспертизы подробно исследуются повреждения транспортного средства, а также объём материального ущерба.

Доказательственное значение экспертного заключения зависит от его истинности, внутренней непротиворечивости, точности и достоверности всех действий, оценок и выводов эксперта в ходе и по результатам процесса экспертного исследования. Экспертное заключение должно быть безошибочным, что требует своевременного распознавания предупреждения экспертных ошибок, а в конечном счете - искоренения причин, их порождающих [3, с. 3].

Согласно законодательству Российской Федерации, заниматься проведением подобных мероприятий должны лица, не являющиеся сотрудниками страховых компаний и не имеющие к ним никакого отношения.

Независимая автоэкспертиза на сегодняшний день является наиболее востребованным из всех видов оценочных работ. После вступления в силу закона об ОСАГО, в большинстве случаев, ответственность за проведение автоэкспертизы ложится на страховую компанию. Однако, не всегда точность такой оценки находится на необходимом высоком уровне. Более логично, в данной ситуации, произвести оценку ущерба ДТП в независимой оценочной компании. При проведении независимой автоэкспертизы необоснованное снижение суммы ущерба, причиненного вашему автомобилю, невозможно, и оценка ущерба ДТП всегда является объективной.

Оценка ущерба, причиненного автовладельцу при повреждении автомобиля, должна производиться с соблюдением законодательства Российской Федерации и действующих нормативных актов.

В случае оценки автомобиля для установления ущерба в следствие ДТП или стихийного бедствия существует определенный порядок проведения экспертизы. Оценка должна производиться до начала каких-либо ремонтных работ с соблюдением всех пунктов порядка проведения экспертизы указанных ниже.

Оценочная деятельность, осуществляемая на платной основе и направлена на установление точных масштабов имущественного вреда и определение цены ремонтных работ, которая включает стоимость запасных частей и услуг сотрудников станции технического обслуживания. Выявление причин аварии, а также её виновников или обстоятельств не входит в задачи оценочной экспертизы.

Оценка ущерба отличается от других видов оценки тем, что один из ее случаев выделен в отдельное направление, для которого установлены особые правила. Речь идет о ситуации, когда надо определить ущерб автомобиля после дорожно-транспортного происшествия при ОСАГО. Это настолько большой и специализированный сектор оценочной деятельности, что здесь работают свои специалисты и действуют иные законы.

В принципе оценка ущерба для всего имущества происходит примерно так же, как и определение рыночной стоимости. По сути, ее рассчитывают и здесь, просто она называется «величина рыночной стоимости права требования возмещения ущерба», т.е. сколько пострадавший имеет право потребовать с виновника или страховой компании в рублях, исходя из средних рыночных цен поврежденного имущества. Также здесь рассчитывают и восстановительную стоимость, а иногда, если для этого есть основания, и ликвидационную.

Иначе обстоит дело с ущербом транспортных средств. Причем любых - водных, воздушных, авто. Их оценивают в двух случаях:

1) для страховой компании при получении возмещения;

2) для подачи иска в суд на виновника ущерба, чтобы взыскать с него материальную компенсацию.

В первом случае все зависит от условий договора, но, как правило, условия страховщиков - это расчет стоимости с амортизацией (износом). Существуют варианты договора и без амортизации, но они стоят дороже, на что соглашаются далеко не все покупатели страховки. Во втором случае можно потребовать возмещения всей стоимости с учетом рыночных цен необходимых для восстановления деталей. Правда, в суде, возможно, придется доказывать, что необходимо покупать именно новые детали, чтобы не возникало «неоправданного обогащения» истца. В этом случае стоит обратиться к оценщику, специализирующемуся в данной сфере. Он знает, как все посчитать, и обычно сотрудничает с теми юристами и адвокатами, которые знают, как это представить в суде.

Физические лица в основном сталкиваются с необходимостью оценки при страховании автотранспорта. При страховании КАСКО обычно действуют вышеперечисленные условия или даже комбинированные.

Например, в договоре может быть прописано, что на обычный ремонт рассчитывается стоимость новых деталей (без износа), а вот ликвидационная стоимость, если автомобиль после аварии не подлежит восстановлению, - с амортизацией.

До недавнего времени не было и единой судебной практики. В одних случаях суд считал, что, действительно, покупать новые детали для ремонта автомобиля - норма, в других - отказывал с формулировкой: «Не приведены доказательства, что нет иной возможности провести восстановительный ремонт указанного транспортного средства».

В связи с этим в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27 декабря 2017 г. [5], было дано разъяснение, что включение в договоры страхования условий о возмещении ущерба с учетом износа частей, узлов и агрегатов транспортных средств не основано на законе. Так как в этом случае возмещение вреда было бы произведено в меньшем объеме, чем причинен вред, и имущество было бы приведено в худшее состояние, чем до причинения вреда.

По сути, после этого появились договоры страхования, где ремонт уже считался по правилам, а в случае ликвидационной стоимости после аварии или компенсации при угоне автомобиля оставались «возможные варианты».

На это Верховный Суд РФ вынес Определение от 26.01.2016 N 78-КГ15-46 [4], в котором отметил, что нормами гражданского законодательства в случае утраты транспортного средства выплата возмещения за вычетом суммы амортизационного износа не предусмотрена. В связи с этим наличие такого положения в правилах добровольного страхования автотранспортных средств не соответствует закону.

Тем не менее в случае с КАСКО потенциальному клиенту страховой компании все же придется внимательно изучать будущий договор, поскольку не исключена вероятность того, что в нем остались какие-либо другие лазейки.

И совсем «параллельная вселенная» - оценка ущерба после дорожно-транспортного происшествия при ОСАГО. Дело в том, что в этом секторе Федеральный закон «Об оценочной деятельности» [6] не работает, он регулируется совсем другими нормативными актами. Соответственно, и сама процедура оценки ущерба здесь другая.

Во-первых, в этом случае проводится независимая техническая экспертиза, и проводят ее не оценщики, а эксперты-техники.

Во-вторых, ущерб рассчитывается по специальной методике.

Следует отметить, что на сегодня нет никаких перспектив, чтобы с ОСАГО повторилась история с КАСКО. Ущерб так и будет считаться с учетом износа большинства деталей для ремонта. Причем эксперт даже не вправе сам определять размер этого износа, а лишь по утвержденным Банком России соответствующим таблицам.

В итоге вопрос о том, насколько правильно или нет он сделал выводы в своем заключении, больше зависит от его технических знаний, а не от оценочных навыков (конечно, если исключить его ангажированность страховыми компаниями, в пользу которых специалисты могут занижать стоимость возмещения).

Возможно, поэтому Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» не содержит нормы, чтобы эксперты-техники были оценщиками. Тем не менее именно последние стали активно переучиваться на экспертов-техников после того, как эти правила начали действовать в 2014 году, поскольку уже работали на этом рынке и обладали достаточным опытом. Многие из них получили оба документа, подтверждающие их право быть и оценщиками, и экспертами-техниками. Но сейчас наступило то время, когда появляются эксперты-техники, получившие соответствующие образование и профессиональную аттестацию, правда, уже без опыта работы оценщиками.

В принципе согласно ст. 12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные вследствие недостоверных результатов экспертизы, подлежат возмещению данным специалистом в полном объеме. Насколько это положение может быть отнесено к тем, кто занижает размер ущерба в пользу страховщиков, сказать сложно, так как подобных исков в судах пока рассмотрено не было.

Все, кто не согласен с результатами экспертизы, проведенной по инициативе страховой компании, или не дождался назначения таковой в положенный срок (пять дней после обращения), могут заказать ее сами, а стоимость этой экспертизы и полученную сумму ущерба взыскать в суде. На сегодняшний день, по оценкам независимых экспертов-техников, так поступают уже около 60% россиян, попавших в дорожно-транспортные происшествия.

Все виды этих экспертиз проводиться могут до и после суда. Главная задача оценочной организации – на платной основе осуществить экспертную помощь для более точного определения всех обстоятельств и причин аварии.

Средняя стоимость данного мероприятия в России составляет от 3 до 30 тысяч рублей. Колоссальное влияние на итоговую цену независимой экспертизы также влияет комплекс всех оказываемых услуг. В настоящее время независимые эксперты проводят 3 вида проверок авто после дорожно-транспортного происшествия:

  1. Автотехническая экспертиза. Специалисты оценивают состояние автомобиля на момент аварии и после него. Кроме того, эксперты вычислят настоящего виновника происшествия, справедливо оценят ущерб, причинённый потерпевшей стороне (о том, как правильно выбрать независимого эксперта для оценки ущерба, читайте тут). Стоимость такой услуги на территории России составляет от 7 до 10 тысяч рублей.

Автотехническая экспертиза - это исследование обстоятельств, характеризующих механизм ДТП. Она позволяет установить скорость движения транспортного средства на различных этапах ДТП,  по оставленным на проезжей части следам юза транспортного средства, причины изменения направления движения транспортного средства, рассчитать время преодоления определенных участков дороги, определить взаиморасположение транспортных средств и пешеходов.

  1. Трасологическая экспертиза. Оценка осуществляется непосредственно на месте дорожно-транспортного происшествия. Позволяет максимально точно определить причины и виновника аварии. Кроме того, во время проведения трасологической экспертизы специалисты корректно определяют траекторию передвижения всех транспортных средств, участвовавших в ДТП, прослеживают пути торможения, а также оценивают обстановку на дороге. Стоимость организации данного мероприятия составляет от 10 до 13 тысяч рублей.
  2. Товароведческая (оценочная) экспертиза. Данный вид анализа позволяет максимально точно определить состояние транспортного средства, обнаружить абсолютно все дефекты автомобиля (в т.ч. скрытые), оценить рыночную стоимость автомобиля пострадавшей стороны на время ДТП, спрогнозировать точный объём восстановительных работ. Ориентировочная цена товароведческой экспертизы в России варьируется от 3 до 5 тысяч рублей.

Оценочная экспертиза необходима для того, чтобы оценить ущерб, которые понесли автомобили из-за аварии. Здесь учитывается рыночная стоимость транспортного средства и необходимого ремонта; сумма утраты товарной стоимости; целесообразность и стоимость ремонта; цена годных для реализации остатков машины. Как правило, особое значение такая экспертиза играет для страховых компаний.

Следует отметить, что общепринятой стоимости экспертизы транспортного средства, повреждённого в результате дорожно-транспортного происшествия, не существует. Поэтому независимые специалисты устанавливают стоимость организации экспертизы каждому клиенту индивидуально. На конечную цену независимой экспертизы влияют следующие факторы:

  1. Степень повреждённости транспортного средства. Стоимость экспертизы транспортного средства зависит непосредственно от его ущерба в результате аварии. Чем больше автомобиль получил повреждений, тем, соответственно, будет выше стоимость экспертизы. Это объясняется не только тем, что специалист обязуется осмотреть и оценить каждый дефект, но и зафиксировать на фотокамеру его с разных ракурсов, дать полное описание каждому повреждению, а также в случае необходимости произвести расчёты. Таким образом, цена такого мероприятия возрастает в соответствии с нагруженностью, временем, затратами независимого эксперта. Сложность организационных работ.
  2. Сложность организационных работ оказывает прямое влияние на итоговую стоимость самой экспертизы. Иными словами, чем больше эксперт потратит времени и ресурсов, проведение изысканий и расчётов, то проведённая им работа будет оцениваться выше.
  3. Вид экспертизы. От данного фактора зависит конечная цена оценочной компании. Поскольку каждый вид экспертизы осуществляется конкретными методами (как с применением спецоборудования, так и без него). Важно отметить, что одна часть требует значительных математических расчётов, а другая обходится словесным описанием.
  4. Срочность независимой экспертизы. Срочность проведения тех или иных работ требуют дополнительных затрат денежных средств. Независимая экспертиза транспортного средства этому не исключение. В среднем надбавка данной услуги составляет не более 15% от общей стоимости организации экспертизы.
  5. Также на итоговую стоимость экспертизы влияют следующие факторы: местоположение проведения организационных мероприятий; вид автотранспортного средства, получившего повреждения в результате ДТП (легковой, грузовой, микроавтобус и т.д.); степень тяжести, причинённой транспортному средству пострадавшей стороны; технические характеристики повреждённого автомобиля.

Согласно нормам российского законодательства, оплату независимой экспертизы производит заказчик. В том случае если автовладелец не согласен с полученной денежной суммой, ему необходимо подтвердить свою позицию. Запрещается требовать от страховщика, полагаясь исключительно на собственные предположения, большей компенсации. Более подробно о том, чем руководствуется страховая компания при определении размера компенсации и почему занижает стоимость ремонта, узнаете из этой статьи.

Чтобы получить бо́льшую выплату, страхователь обязан предоставить в офис страховой компании документ, который подтверждает, что полученной суммы недостаточно для ремонта транспортного средства.

Таким документом, собственно, и является отчёт о проведении независимой экспертизы. Таким образом, первую экспертизу оплачивает заказчик – владелец пострадавшего в результате ДТП транспортного средства. Если по результатам расследования независимых экспертов подтвердится, что страховщик специально занизил сумму компенсации, то пострадавший имеет право обратиться в страховую компанию, чтобы взыскать потраченные финансовые средства.

Таким образом, независимая (оценка) экспертиза после ДТП – важнейшее мероприятие, которое проводится как непосредственно для установления размера ущерба, причиненного автомобилю в результате ДТП, так и для устранения сомнений (или выявления факта занижения размера ущерба) в отношении страховой компании, клиентом которой является виновник ДТП или потерпевший. Благодаря этому мероприятию любой автомобилист, пострадавший в результате дорожно-транспортного происшествия, может отсудить у компании-страховщика денежную сумму в полном размере.

 

Список литературы:

  1. Андрианов Ю.В. Оценка ДТП // Удачной дороги. - 2019. - №2.
  2. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М., 2006.
  3. Судебная экспертиза: типичные ошибки / Под ред. Е.Р. Россинской. М: "Проспект", 2012.
  4. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.01.2016 N 78-КГ15-46 // СПС КонсультантПюс.
  5. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 11, ноябрь, 2018.
  6. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998.
  7. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // Российская газета, N 80, 07.05.2002.