INTERNATIONAL TRANSPORTATION AND TRANSPORTATION LOGISTICS: CONCEPT AND MODERN TRENDS

 

Tatiana Sokolova

graduate student, ANO VO Institute of Law and Management VPA,

Russia, Tula

Nadezhda Kolesnikova

Chief of Staff of the Russian MIA Administration for the city of Tula, Lieutenant Colonel of Internal Service, Ph.D,

Russia, Tula

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основные аспекты, связанные с осуществлением международных перевозок грузов и определением из роли в развитии инновационных технологий транспортно-логистических систем. Исследуются определения, характеризуется современное состояние данной отрасли,  формулируются выводы.

ABSTRACT

The article discusses the main aspects related to the implementation of international transportation of goods and the definition of the role in the development of innovative technologies of transport and logistics systems. Definitions are investigated, the current state of the industry is characterized, conclusions are formulated.

 

Ключевые слова: перевозка,  международная торговля, экспорт, импорт, цифровизация, транспортно-логистическая система.

Keywords: transportation, international trade, export, import, digitalization, transport and logistics system.

 

Процессы глобализации мировой экономики существенно влияют на развитие российской транспортно-распределительной системы. Объемы грузоперевозок во всем мире постоянно увеличиваются и будут продолжать расти. Процессы глобализации и интеграции в мировое сообщество влияет на рост и развитие транспортно - логистической системы. Это объясняется  ростом нужд человечества. Современный рынок связан с постоянными перемещениями различных товаров из одного места в другое. Грузоперевозки как никогда актуальны, и их недостаток приведет к негативным последствиям.

Выгодное географическое местоположение России предполагает эффективный транзит её потенциала. Это может привести к наращиванию объема перевозок, как внутри страны, так за ее пределами. Данный вектор создаст для России новые возможности, дополнительную прибыль и выход на мировые рынки конкурентоспособным участником современных грузоперевозок.

Международные грузовые перевозки - это не только экономическая деятельность, но и важная внешняя деятельность, подразумевающая баланс политических идей в международном транспортном бизнесе. Международные перевозки грузов образуют широкую транспортную сеть, связанную с  разными странами и регионами, грузоотправителями, перевозчиками, агентствами по проверке товаров, страховыми компаниями, банками и другими финансовыми институтами, таможней, портами и различными посредническими агентами. В то же время, из-за различных законов и политики разных стран и регионов, различия между финансовой и валютной системами и изменениями политических, экономических и природных условий будут иметь большое влияние на международные грузовые перевозки.

Международные перевозки грузов - это перевозки между странами, страной и регионом.

Исследовав многочисленные определения дефиниции «меж­дународной перевозки грузов» можно выделить об­щие ее признаки (критерии):

  • транспортный признак (перевозка транспорт­ным средством, вне зависимости от его вида: авто­мобильный, воздушный, морской или железнодо­рожный);
  • территориальный признак (международная перевозка должна реализовываться как минимум, по территории двух различных государств (пересе­чение территории иной страны));
  • место принятия груза и место назначения (международной перевозкой может быть признана каждая перевозка, в тот момент, когда груз прини­мается к перевозке в одном государстве с опреде­ленным местом назначения в другом).

Здесь нужно сделать акцент на том, что в ряде проанализированных нами определений рассмат­риваемого понятия усматриваются также и особен­ные критерии. Так, например, в определении, пред­ставленном в Варшавской конвенции 1929 г. об унификации некоторых правил касающихся меж­дународных воздушных перевозок [1], охватывается также такой критерий как остановка на территории иностранного государства, однако, он может рас­сматриваться исключительно для международных воздушных грузоперевозок. В свою очередь, в дру­гом международно-правовом акте в Конвенции о договоре международной дорожной перевозке гру­зов в качестве такого особенного критерия выступает именно уплачиваемое вознаграждение за осуществление международной перевозки гру­зов, что, на наш взгляд, например, и вовсе само со­бой разумеющееся, и необходимость в его упоми­нании в определении исследуемого понятия отпа­дает.

Однако, данные признаки далеко не всегда охватываются в содержании определений указан­ной категории, сформулированных представите­лями международно-правовой доктрины. Так, например, В.Г. Ермолаева, О.В. Сивакова междуна­родные перевозки понимают, как перевозки, когда груз в процессе перевозки пересекают границу гос­ударства и перемещаются через территорию больше, чем одного государства [4, с. 133].

В свою очередь, В.Т. Батычко считает, что под международной перевозкой понимается перевозка грузов между двумя и более странами, которая ис­полняется при условиях, установленных заключен­ными данными государствами международными договорами [3, с. 231]. Данное определение может быть справедливо лишь для некоторых междуна­родных перевозок, однако значительной их части. В некоторых случаях международные перевозки не подчиняются международным соглашениям госу­дарств, через территорию которых данная пере­возка совершается, поскольку данные соглашения просто отсутствуют. При этом, все же данная пере­возка будет считаться международной, так как грузы перевозятся по территории двух или более стран. Это делает эти определения неполноцен­ными, и с ними недопустимо согласиться в рамках настоящего исследования.

Считаем возможным сформулировать следующее определение понятия международной перевозки грузов: это перевозка транспортным средством (вне зависимости от его видов) грузов, при которой груз пересекает терри­торию одной или более стран, а также перевозка, перевозка, при которой груз принимается к пере­возке в одном государстве с определенным местом назначения в другом.

Международную перевозку грузов можно разделить на два типа:

  • международная торговля;
  • перевозка материалов и товары, не предназначенные для торговли;

В международной торговле цена товара имеет большую долю на товары в целом, составляя около 10%; в некоторых товарах, на 30% ~ 40%. Цена товара также совпадает с ценой производства товара. С изменением рыночного спроса и предложения цена колеблется вокруг стоимости. Стоимость перевозки товаров будет меняться вместе с физической формой товара на международном рынке. Изменение товарного тарифа напрямую повлияет на изменение цены международной торговли. Основным объектом международных грузовых перевозок является международная торговля товарами, поэтому можно сказать, что международная перевозка грузов также является разновидностью международной торговли, но она используется для обмена товарами, а не в физической форме, также в качестве особого товара, то есть перемещение товара. Так называемая цена товара, то есть его биржевая цена.

Из этого можно сделать такой вывод: с точки зрения международной торговли международная перевозка грузов является нематериальной международной торговлей.

В структуре российского экспорта традиционно доминируют топливно-сырьевые товары, доля которых в 2019 г. составила 67,7%. Для сравнения, в успешном предкризисном 2013 г. доля нефти и газа в общем объеме экспорта была более 70%. Снижение небольшое, но сам факт говорит о постепенном изменении в товарных группах российской продукции, поставляемой на международный рынок, и уменьшении доли сырья [5].

Можно отметить, что увеличение доли экспорта не сырьевой продукции оказывает положительное влияние на развитие и устойчивость национальной экономики, так же отражает признание высокого качества отечественных товаров и услуг, тем самым обуславливает сокращение зависимости от изменений мировых цен на сырьевые продукты. По итогам 2018 года, согласно данным Центра международной торговли Москвы, Российская Федерация входит в список ключевых участников международной торговли товарами и услугами, при этом занимая 12-е место после наиболее развитых стран, таких как США, Германия, Китай, Япония и другие [6].

Основная доля в структуре импорта принадлежит механическому оборудованию, транспортным средства и электрическому оборудованию. Также значительная доля приходится на фармацевтическую продукцию изделиям из пластмассы.

Таким образом, можно отметить, что позиции Российской Федерации на международных товарных рынках ежегодно увеличиваются, преодолев кризисное снижение в 2016 году. Активная экспортная деятельность страны обуславливает промышленный подъем в отрасли топлива и энергетики, металлургии, атомной энергетики и химической промышленности.

Благоприятная конъюнктура мирового рынка и успешное геополитическое внешнеторговое сотрудничество способствует дальнейшему устойчивому и стабильному укреплению позиции российской Федерации на мировых рынках.

В современных экономических условиях управление транспортно-логистическими системами свя­зано со всеобщим проникновением цифровых технологий. Необходимо также отметить, что развитие цифровизации транспортных потоков является одной из первоочеред­ных задач в рамках ЕАЭС. Это не в последнюю очередь связано с ростом объемов взаимной торговли государств-членов ЕАЭС и как следствие ростом грузооборота по всем видам транспорта.

Другими предпосылками цифровизации транспортных потоков стало вне­дрение различных информационных технологий в области транспортировки грузов и при совершении таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС. К таких информационным технологиям можно отнести:

  • внедрение системы прослеживаемости товаров;
  • предварительное информирование;
  • технологию «выпуска до выгрузки»;
  • технологию «прямой выгрузки на транзит»;
  • внедрение электронных навигационных пломб как средство идентификации, функционирующее на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы «ЕЛОНАСС»;
  • формирование бесшовных транспортных коридоров через Россию за счёт развития сервиса пломбирования, системы отслеживания транзитных перевозок;
  • и прочие проекты.

Все вышеперечисленные технологии применяются через разрозненные информационные порталы и комплексы программных средств, что усложняет процесс фор­мирования логистических цепей поставок внешнеторговых грузов как для перевозчиков, так и для грузовладельцев.

Премьер-министры всех пяти стран - участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) подписали Распоряжение Евразийского межправительственного совета № 4 от 31.01.2020 г. «О формировании экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономиче­ского союза» [2].

В разработке проекта экосистемы цифровых транспортных коридоров  (далее – ЭЦТК) активное участие принимали научные центры Рос­сии, Республики Беларуси и Республики Казахстана такие как:

  • АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации»;
  • НИРУП «Институт прикладных программных систем» (Республика Бела­русь);
  • АО «Транстелеком» (Республика Казахстан).

В результате формирования ЭЦТК ожидается:

  • упрощение контроля за грузопотоками и пассажиропотоками в ЕАЭС;
  • снижение временных и финансовых затрат перевозчиков;
  • рост скорости оборачиваемости грузов.

Проект позволит сформировать глобальные цифровые транспортные коридоры «Шелковый путь», «Запад - Восток», «Север - Юг» и Паневропейские коридоры, проходящие через таможенную территорию ЕАЭС. Это будет способствовать привлечению третьих стран таких как Индия, Иран или Япония для сотрудничества в области развития транзитных перевозок.

Цифровизация транспортно­-логистических систем позволяет осуществлять оптимизацию всей цепи поставок, включая пере­возку и складские операции. Цифровые технологии обеспечивают возможности повышения эко­номической эффективности бизнес-процессов в логистике, повышают безопасность и качество транспортно-логистического обслуживания, усиливают конкурентоспособность субъектов транспортно-логистических систем.

В рамках цифровизации транспортно-логистических систем следует уделить особое внимание и сферам применения цифровых технологий, таким как:

  • отслеживание транспорта и грузов с возможностью осуществлять мониторинг грузовых и транспортных потоков по всей цепочке поставок для повышения безопасности выполнения транс­портно-логистических операций, применение технологии GPS-отслеживания транспортных средств и контейнеров, а также RFID-датчиков для контроля местонахождения, состояния грузов, температуры, влажности и других данных об окружающей среде;
  • управление парком подвижного состава на основе современных технологий в области телема­тики и сбора данных в режиме реального времени для анализа характеристик подвижного состава различных видов транспорта (автомобильного и железнодорожного) в части состояния деталей и уз­лов, контроля поведения водителей и машинистов, а также соблюдения технических регламентов по осевым нагрузкам;
  • оптимизация разработки, планирования и изменения маршрутов, управление расходом топлива, сокращение выбросов в атмосферу, обнаружение неисправностей в процессе движения для планиро­вания технического обслуживания и ремонта, обеспечение соблюдения регионального, национального и международного законодательства, повышение безопасности дорожного движения;
  • управление запасами и прогнозирование с использованием датчиков в рамках технологии Ин­тернет вещей для отслеживания товарных и производственных запасов, а также предоставления необ­ходимых данных, позволяющих анализировать тенденции рынка и осуществлять прогнозы будущих потребностей субъектов транспортно-логистических систем в текущих, сезонных и страховых запа­сах, что обеспечит отсутствие дефицита и сверхнормативных запасов.

Несмотря на то, что в логистике внедрение цифровых инноваций происходит пока еще достаточно медленно, современные цифровые технологии, используемые в практической деятельности транс­портно-логистические компаний, позволяют им улучшать бизнес-модели, методы стратегического планирования, совершенствуют взаимодействие между всеми субъектами рынка перевозок, повыша­ют производительность и экономическую эффективность транспортно-логистических процессов. В частности, благодаря цифровым инновациям последних лет, происходит формирование тесных свя­зей (коллаборация) предприятий логистической сферы и других отраслей, таких как розничная тор­говля, приводя к появлению инновационных цифровых решений и стартапов на «последней миле» доставки грузов.

Таким образом, можно отметить, что участие Российской Федерации в международных товарных рынках ежегодно увеличивается. Россия поставляет большое количество товаров на мировом рынке, так же обладает рядом крупных внешнеторговых партнеров, что определяет влияние государства на международную внешнеторговую деятельность. Данные тенденции обуславливают стремительное развитие национальной экономической системы в перспективе.

Благодаря внедрению современных цифровых технологий, повышается эффектив­ность управления транспортно-логистическими системами, в рамках которых происходит тесная ин­теграция цепей поставок с основными системами складирования, транспортировки и управления то­вародвижением для выполнения и сквозного мониторинга процесса доставки грузов от отправителей до получателей, а также обеспечивается максимально быстрая адаптация транспортно-логистического предприятия к существующей рыночной обстановке, увеличение прибыли и получение очевидных конкурентных преимуществ.

В ближайшее время именно цифровые технологии будут играть все более важную роль в логистической отрасли, что поз­волит даже небольшим компаниям иметь глобальный рыночный охват и конкурировать с ведущими компаниями отрасли. В течение следующих нескольких лет создание доминирующей глобальной платформы изменит характер взаимодействия между клиентами и поставщиками транспортно-логис­тических услуг в области логистики и станет ключевым фактором при определении того, какие пред­приятия будут доминировать в новой, цифровой индустрии логистики.

Использование интегрированной цифровой логистической платформы, представляющей собой информационную программно-аппаратную среду алгоритмизированного выполнения транспортно-­логистических операций и услуг, а также множество алгоритмизированных и экономически целесооб­разных взаимоотношений значительного числа независимых участников транспортно-логистических систем, осуществляемых в рамках единой интегрированной информационной среды, приведет к снижению совокупных логисти­ческих затрат за счёт применения пакета цифровых информационно-коммуникационных технологий работы с массивом логистических данных с любым уровнем структурированности.

У России есть огромный потенциал для развития в области инновационных транспортно-логистических систем. Географическое положение является преимуществом нашей страны: степень развития местной (региональной) инфраструктуры, выгодность позиционирования региона относительно важных национальных и международных транспортных коридоров. Однако данный потенциал не реализован, что объясняется низкими показателями эффективности транспортно-логистической системы и темпами инновационного развития транспортных структур, в особенности крупных морских портов, которые являются приоритетными центрами образования инновационных транспортно-логистических систем. При этом анализ стан с различным потенциалом к образованию инновационных транспортно-логистических систем показал, что наиболее эффективные транспортно­-логистические системы имеют страны с наименьшим общим объемом грузооборота и количеством портов, но с наибольшим уровнем их инновационности. Это определяет необходимость рационального использования инвестиций в определенные группы инновационных технологий, которые способны решить проблемы существующих морских портов РФ, в частности, в такие технологии, как беспилотные транспортные средства, модернизированное перегрузочное оборудование, умные склады, автоматизированная система работы терминала.

 

Список литературы:

  1. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок" (вместе с "Дополнительным протоколом") (заключена в г. Варшаве 12.10.1929) (с изм. от 18.09.1961) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 31.01.2020 N 4 "О формировании экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза" // СПС КонсультантПлюс.
  3. Богуславский М. М. Международное частное право. М.: Юристъ, 2005. С. 231.
  4. Ермолаев В. Г., Сиваков О. В. Международ­ное частное право. Курс лекций. М.: Былина, 1999. С. 133.
  5. Проблема сырьевой направленности экспорта в РФ. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https: // http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/RM/2016/RM16/pages/Articles/IEU/37/71.pdf (дата обращения: 25.08.2020).
  6. Россия в мировой торговле. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tradestat.wtcmoscow.ru (дата обращения: 01.08.2020).