AUDITING IN RUSSIA: CONCEPT, LEGAL BASIS AND DEVELOPMENT TRENDS

 

Yuri Vvedensky

graduate student, ANO VO Institute of Law and Management VPA,

Russia, Tula

Julia Marx

Associate Professor, civil law disciplines, Ph.D., ANO VO Institute of Law and Management of VPA,

Russia, Tula

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основные аспекты, связанные с осуществлением аудиторской деятельности в России. Исследовано сущностное понимание данного вида деятельности, ее принципы и основы нормативно-правового регулирования. Сформулированы выводы о тенденциях развития аудита в России и проблемах, связанных с этим. Автор обосновывает важность таких функций аудита, как: экспертная, аналитическая, управленческая, консультативная, производственная и информационная. Высказывается идея создания особого эконо­мического механизма, способного обеспечивать эффективное функционирование субъектов аудиторской деятельности.

ABSTRACT

The article discusses the main aspects related to the implementation of audit activities in Russia. The essential understanding of this type of activity, its principles and foundations of legal regulation are investigated. Conclusions are formulated about the trends in the development of audit in Russia and the problems associated with this. The author substantiates the importance of such audit functions as: expert, analytical, managerial, advisory, production and informational. The idea of creating a special economic mechanism capable of ensuring the effective functioning of the subjects of audit activity is expressed.

 

Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, проверка, финансово-хозяйственная деятельность, бухгалтерский учет.

Keywords: audit, audit activity, verification, financial and economic activity, accounting.

 

Достижение успеха в любой отрасли - это правильное распределение трудовых и материальных ресурсов и эффективное управление ими. Для того, чтобы экономический субъект развивался и максимизировал свою прибыль необходимо вовремя выявлять и устранять ошибки и недостатки при осуществлении его деятельности. Одним словом, успех эффективной работы - постоянный анализ различных показателей, которые характери­зуют деятельность экономического субъекта. Кроме того, необходимо правильно определить стратегические и тактические задачи развития бизнеса, построить механизм их реализации. При этом исключить возможные кон­фликты с налоговыми и прочими надзорными органами. В этом значи­тельную помощь экономическим субъектам оказывают аудиторские организации, которые, в соответствии с действующим законодательством, про­водят экспертизу бизнеса.

Аудиторские проверки являются одним из популярных способов кон­троля за хозяйственной и финансовой деятельностью экономического субъекта. Они направлены на проверку соответствия отчетности законода­тельным и нормативных актам, а также на соблюдение установленных правил в экономическом субъекте.­

Важность аудита в бухгалтерском учете несоизмерима высока. Аудит выполняет сразу несколько важных функций: экспертную, аналитическую, управленческую, консультативную, производственную и информационную. Благодаря всем этим функциям аудит, играющий важнейшую функцию в экономике, поможет не только улучшить финансовое состояние любого предприятия, но и избежать различных рисков, возникших из-за искажения бухгалтерской документации.

Аудиторская деятельность как одна из наиболее эффективных форм финансового контроля в России динамично развивается на фоне резкого возрастания роли учетной информации в финансово-хозяйственной деятельности организации [2, с. 195]. Целесообразно напомнить, что самая первая аудиторская организация в истории нашей страны получила широкую известность как «Инаудит» [3, с. 206]. Она была создана Постановлением Правительства СССР в сентябре 1987 года с целью оказания аудиторских услуг совместным предприятиям. В первую десятилетку на основе государственного регулирования развитие рынка аудиторских услуг шло постепенно и размеренно. Последующие десятилетия в истории российского аудита были направлены на противоречия в работе саморегулируемых организаций аудиторов. Центральное место занимала их борьба за влияние на центральной экономической арене [5, с. 63].

Аудит представляет собой не проверку финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица с целью выявления всех возможных нарушений, а независимую оценку бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выразить аудиторское мнение о ее достоверности, которая позволит пользователям на основании этой отчетности делать правильные выводы о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях финансового положения аудируемого лица, а также принимать обоснованные экономические решения, базирующиеся на этих выводах.

Под аудитом следует понимать проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций как независимыми аудиторами (внешний аудит), так и специалиста­ми, работающими в этих же организациях (внутренний аудит).

В ходе анализа специфичности и целей внутреннего и внешнего аудита можно сказать, что концептуальные основы проведения аудита для них идентичны. Стоит отметить, что внешний аудит, проводимый независимыми аудиторами, не может в полной мере заменить осуществляемый на регулярной основе штатными сотрудниками внутренний аудит. Результат же, полученный в ходе аудиторской проверки, способствует принятию управленческих решений по повышению эффективности финансово - экономических процессов субъекта хозяйствования. Наряду с этим результаты внешнего аудита должны подкреплять и подтверждать отчёты, составленные по итогам внутреннего аудита. Основное отличие внешнего и внутреннего аудита связано с характером отношений внешнего и внутреннего аудитора с организацией.

Поскольку сущность, значение и цель аудита состоят в доказательстве правдивости бухгалтерской (финансовой) отчётности проверяемого субъекта хозяйствования в интересах третьих лиц, именно аудит призван помочь действовать адекватно законодательству, выявлять и предотвращать негативные тенденции в хозяйственной деятельности. Поэтому при нынешнем положении весьма очевидна важность аудита, которую нельзя недооценивать.

Таким образом, аудиторская деятельность необ­ходима для выявления и устранения слабых мест хозяйствую­щего субъекта как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. В свою очередь, аудит позволяет продемонстрировать заинтересованным лицам прозрачность и чистоту осуществления опера­ций.

Аудиторская деятельность подлежит нормативно-­правовому регулированию, которое включает в себя несколько уровней.

На первом уровне нормативно-правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008г. «Об аудиторской деятельности» [8].

Второй уровень занимают Международные стандарты ауди­та (далее - МСА). Правительством РФ от 11.06.2015г. утвер­ждено Положение о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации [4]. И таким образом каждый документ, содержащий МСА, был введен в действие на территории РФ.

Третий уровень включает Федеральные правила (стандар­ты) аудиторской деятельности.

Федеральные стандарты (далее - ФСАД) в РФ основываются на аналогичных международных стандартах, так как послед­ние сформированы на основе фундаментальных знаний и мно­голетней практики.

На четвертом уровне располагаются одобренные Советом по аудиторской деятельности Методические рекомендации и разъяснения по отдельным вопросам.

И пятый уровень занимают установленные саморегулируемыми организациями аудиторов (далее - СРО) правила, требо­вания и другие нормативные акты.

Для более точного определения сущности аудиторской деятельности необходимо исследовать основополагающие принципы её осуществления. Основы конституционного строя определяют такие конституционные принципы как: принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства всех форм собственности перед законом, принцип приоритета международных норм и т.д. Нормы конституционного строя являются императивными. В ч. 2 ст.1 Конституции Российской Федерации говорится о том, что другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Принципы, которые являются общеправовыми, профессиональными, этическими, процессуальные и другие, основываются на данном конституционном строе, как на основе права Российской Федерации.

Все вышеперечисленные принципы важны для правоотношений, поскольку они опосредуют, выравнивают их.

Необходимо отметить, что международные стандарты аудита также влияют на принципы аудиторской деятельности, что позволяет сделать вывод о том, что принципы могут неоднозначно толковаться правоприменителями.

Очень важны и содержательные принципы, которые играют одну из ключевых ролей в регулировании аудиторской деятельности, потому что данные принципы определяют аудит, как целостное явление. К данной группе относятся: принцип достоверности, гласности, адресности, независимости, императивности, разграничения ответственности и другие.

Принцип императивности подразумевает стабильность аудиторского заключения, вне зависимости от того, какая фирма данное заключение, данную отчетность предоставила хозяйствующему субъекту экономики. Данная норма обязательна в применении, никак иначе нельзя предоставить отчетность, только строго соблюдая данный императивный принцип, иначе это будет правонарушение.

На основании вышеизложенного отметим, что с помощью принципов аудиторской деятельности можно познать сущность аудита, и их практическую направленность, при этом они определяют дополнительные требования к аудиту, в заключениях. Принципы аудита базируются на основах конституционного строя Российской Федерации. Разграничение принципов на содержательные и процедурные было предложено для того, чтобы избегать двойного толкования категорий в правоприменительной практике и способствовать более четкому определению категориального статуса аудита.

Аудит в России - молодой, но развивающийся рынок услуг. Его главной особенностью является то, что он состоит из двух относительно самостоя­тельных сегментов: внешне ориентированный аудит (иностранные ауди­торские фирмы), который представлен компаниями «большой четверки» и внутренний рынок аудиторских услуг.

Ключевую роль в регулировании аудиторской деятельности играют профессиональные аудиторские организации. В соответствии с законода­тельством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудитор­ской деятельности своих членов и защиты их интересов, были аккредито­ваны профессиональные некоммерческие аудиторские объединения, ос­новная деятельность которых направлена на стандартизацию аудиторской деятельности.

Наиболее крупными аккредитованными профессиональными аудитор­скими организациями в России являются:

  • Аудиторская Палата России;
  • Российская Коллегия Аудиторов;
  • Институт Профессиональных Бухгалтеров и Аудиторов России;
  • Московская Аудиторская Палата.

Аудиторская Палата России - первая некоммерческая саморегулируемая организация, созданная ещё в 1995 году с целью объединения аудиторских компаний и создания центров подготовки аудиторов. Создание АПР по­служило развитию аудиторской деятельности в Российской Федерации, защите прав и интересов аудиторских организаций и самостоятельных ау­диторов. Палата участвует в регулировании аудита России, проводит тща­ тельную экспертизу проектов нормативных актов, разрешает споры между аудиторскими организациями и их клиентами.

Российская Коллегия Аудиторов (РКА) - профессиональная организация аудиторов, регулярно подтверждающая свою квалификацию. Дата созда­ния - 1992 год. Данная организация создана для развития аудита на терри­тории Российской Федерации и укрепления экономических связей с дру­гими странами. Защита интересов членов Коллегии, установка правил и принципов аудиторской деятельности, формирование учебно­-методических пособий для аудиторов - основные цели данной организа­ции.

В 1999 году Российская Коллегия Аудиторов становится членом Евро­пейской Федерации Бухгалтеров, а с 2000 года входит в состав Междуна­родной Федерации Бухгалтеров (МФБ). В настоящее время РКА имеет бо­лее 900 аттестованных аудиторов, которые активно участвуют в деятель­ности Коллегии [6] .

Самой крупной саморегулируемой некоммерческой аудиторской орга­низацией, созданной в 1997 году является Институт профессиональных ау­диторов и бухгалтеров России (ИПБ). В ИПБ России входят как профес­сиональные бухгалтеры и аудиторы, так и руководители и специалисты бухгалтерских служб, а также научно-педагогические работники в области бухгалтерского учёта, экономического анализа и аудита. Основными целя­ми ИПБ являются: объединение аудиторов и бухгалтеров страны для по­вышения статуса профессии; защита прав и интересов членов ИПБ России; развитие аудита и бухгалтерского учёта.

В 2001 году ИПБ входит в состав Международной Федерации бухгалте­ров, а в 2002 году Министерство Финансов проводит аккредитацию и при­сваивает Институту статус профессиональной аудиторской организации. В настоящее время ИПБ занимается созданием учебно-методологической ба­зы с целью повышения квалификации профессиональных аудиторов и бух­галтеров для подтверждения статуса саморегулируемой организации.

ИПБ России является организацией федерального масштаба, в состав которой входят 63 аудиторских организации, около 400 центров подготов­ки и 350 тыс. профессиональных бухгалтеров, которые каждый год под­тверждают свою квалификацию  [1].

Московская Аудиторская Палата - опора аудиторского сообщества Рос­сии, созданная 15 сентября 1992 года и осуществляющая совместную ра­боту с Государственной Думой федерального собрания, Счетной Палатой Российской Федерации, федеральными министерствами и агентствами.

Палата создана в целях развития и усовершенствования аудиторской деятельности и выполняет очень важные функции - продлевает срок дей­ствия квалифицированных аттестатов, проверяет выполнение созданных правил и требований для аудиторов, участвует в процедуре сдачи экзаме­нов для получения аттестата аудитора.

3 августа 2016 года Московская Аудиторская Палата была переименова­на и получила название «Российский Союз Аудиторов» [7].

Необходимость развивать направления хозяйственной деятельности, решать вопрос о выходе на международные рынки капитала, повышения качества финансовой информации и высокого уровня достоверности фи­нансовой отчётности требует вмешательства независимых экспертов, ко­торое осуществляют профессиональные аудиторские организации. Таким образом, аудиторские организации являются необходимым звеном для со­временной экономики России уже на протяжении трех десятков лет. Соз­дание новых учебных центров и пособий по аудиту, развитие международ­ных отношений и связей, разработка новых высококачественных структур основа для развития аудита в России и повышения статуса профессии «аудитор».

Подводя итог всему вышеизложенному необходимо отметить, что со­временное состояние рынка аудиторских услуг в России характеризуется следующим:

  • усиление конкуренции 4-х аудиторских фирм с наибольшими дохода­ми среди остальных аудиторских организаций;
  • снижение количества аудиторов из-за высоких требований к качеству аудита и перехода на основную аттестационную деятельность;

- сокращение числа клиентов в связи с повышением критериев обяза­тельного аудита.

На состояние и развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации оказывают влияние сле­дующие факторы:

  • несовершенство нормативно-правовой базы, касающееся в первую очередь эффективного примене­ния МСА в отечественной практике;
  • высокая стоимость обучения аудиту по МСА и получения квалификационного аттестата;
  • недостаточная согласованность методических и организационных подходов для проведения аудитор­ских проверок;

- неразвитость аудиторского рынка и целостной интегрированной системы мониторинга и надзора в сфере аудиторской деятельности.

Рынок аудиторских услуг в настоящее время является разви­вающимся рынком. На рынке аудиторских услуг в России преобладают аудиторские организации с многолетним опытом профессиональной деятельности, что отражается на качестве оказываемых услуг. Аудиторские организации преимущественно сосредоточены в Центральном Федеральном округе, а именно в крупных городах России.

В последние годы сокращается количество аудиторов, которые осуществ­ляют аудиторскую деятельность в связи с общими кризисными явлениями в экономической среде, проявляю­щимися снижением общей деловой активности и объемов инвестиций.

Снижение востребованности аудиторских услуг связано не только с их недооценкой потенциальными клиентами, но и в отсутствии заинтересованности государства в инициативном аудите.

Перспективы развития аудита и сопутствующих услуг в России сводятся к разработке особого эконо­мического механизма, обеспечивающего эффективное функционирование субъектов аудиторской деятельности с учетом совокупности внешних и внутренних факторов.

 

Список литературы:

  1. ИПБ России: Официальный сайт. - Режим доступа: https://www.ipbr.org/about/ (дата обращения: 22.07.2020).
  2. Лосева А.С. Совершенствование методики аудита основных средств в коммерческих предприятиях // KANT. №1(26) 2018.
  3. Лосева А.С., Фецкович И.В. Методическое обеспечение аудита материально-производственных запасов в организациях АПК // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019. №4.
  4. Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 (ред. от 31.07.2017) «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
  5. Пупко Г.М. Ревизия и аудит: учеб. Пособие / Г.М. Пупко. Минск: БГЭУ, 2009.
  6. Российская Коллегия Аудиторов: Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.rkanp.ru/ (дата обращения: 22.07.2020).
  7. Российский союз аудиторов: Официальный сайт. - Режим доступа: http://org- rsa.ru/about/shot_info.php (дата обращения: 22.07.2020).
  8. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, N 1, ст. 15.