TO THE QUESTION OF THE PROPER DIRECTION OF A LEGALLY SIGNIFICANT MESSAGE TO A CITIZEN

 

Vladimir Kuranov

Senior lecture of the Law Department E.A.Vagner Perm State Medical University,

Director, Medical Law Centre LLC,

Russia, Perm

 

АННОТАЦИЯ

Институт юридического значимого сообщения получил свое легальное закрепление относительно недавно, в 2013 г. При этом сама норма статьи 165.1 ГК РФ не содержит всех стадий механизма юридически значимого сообщения. Пробел восполняет Верховный Суд, раскрывая, в частности, правовое значение направления сообщения, ключевым элементом которого является адрес получателя. Изначально адрес, по которому должно быть направлено сообщение, подчинен принципу диспозитивности, то есть стороны правоотношения смогут его согласовать. В противном случае необходимо руководствоваться законодательством о праве на выбор места жительства и места пребывания. В статье делается вывод, что адрес получателя, в силу конфиденциальности указанной информации, должен рассматриваться лишь как презумпция.

ABSTRACT

The Institute of legally significant messages received its legal consolidation relatively recently, in 2013. The norm of art. 165.1 of the Civil code does not contain all the stages of the mechanism of legally significant messages. The Supreme Court fills in the gap by revealing, in particular, the legal meaning of sending a message, the key element of which is the recipient's address. Initially, the address to which the message should be sent is subject to the principle of dispositivity, that is, the parties to the legal relationship will be able to agree on it. Otherwise, you must follow the legislation on the right to choose your place of residence and place of stay. The article concludes that the recipient's address, due to the confidentiality of the specified information, should be considered only as a presumption.

 

Ключевые слова: юридические значимое сообщение, адрес, адресат, направление сообщение, место жительства, место пребывания, презумпция.

Keywords: legally significant message, address, addressee, message direction, place of residence, place of stay, presumption.

 

Категория юридически значимых сообщений получила свою легализацию в гражданском праве Российской Федерации относительно недавно – соответствующая норма (ст. 165.1) внесена в Гражданский кодекс Росийской Федерации [3] (далее – ГК РФ) в 2013 году [12]. 

Акцент в статье 165.1 ГК РФ сделан на моменте получения юридически значимого сообщения его адресатом. При этом о направлении такого сообщения, по сути, не сказано ни слова, хотя очевидно, что направление является первой стадией механизма осуществления юридически значимого сообщения, запускает всю последующую цепочку юридических фактов – доставку, вручение, получение, ознакомление. В литературе отмечается значимость обязанности направить юридически значимое сообщение [1, c. 179].

Уяснение понятия «адресат» каких-либо затруднений не вызывает, его юридическая дефиниция совпадет с лингвистическим толкованием. Так, современный экономический словарь определяет адресата (нем. adressat) как получателя отправленного груза, товара, письма [11, c. 11]. С правовой точки зрения, термин «адресат» понимается в двух аспектах – как получатель, то есть субъект, которому адресованы почтовое отправление или иное сообщение [13], или как реквизит документа, содержащий информацию о получателе документа [2].

Очевидно, что ключевой характеристикой адресата является адрес, поскольку отправитель юридически значимого сообщения должен определиться, куда такое сообщение следует направить, тем более что, согласно правовой позиции ВС  РФ, бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки получателю лежит на отправителе [9].

Поскольку законодатель данный вопрос не урегулировал, пробел был восполнен в Постановлении Пленума ВС РФ от 23.06.2016 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее по тексту – Постановление Пленума № 25). Верховный Суд РФ, развивая диспозитивный характер статьи 165.1 ГК РФ, подчеркивает в пункте 63 названного Постановления, что юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора).

Если же адрес участником правоотношения не указан, то Постановление Пленума № 25 устанавливает, что адресованное гражданину сообщение должно быть направлено по адресу регистрации получателя.

Понятие адреса закреплено, например, в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» [14]. Под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации. Оно должно быть  структурировано в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и должно включать в себя, в том числе, следующее: наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Перечень элементов, которые используются при описании адреса будет зависеть от вида объекта. Для всех видов объектов адресации существуют обязательные адресообразующие элементы: страна, субъект Российской Федерации, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации, городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района), населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов). Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации. К ним, в частности могут относиться: наименование элемента улично-дорожной сети, тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении [10].

Определению места жительства и места пребывания гражданина посвящен  Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 01.04.2019) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон о свободе передвижения) [4].

Местом жительства гражданина является жилое помещение, которое должно отвечать двум формальным критериям: в данном жилом помещении гражданин должен проживать постоянно либо преимущественно и гражданин должен быть в этом помещении зарегистрирован именно по месту жительства. Исключение сделано для граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и ведущим кочевой (полукочеваой) образ жизни. Поскольку такие граждане могут не иметь места, где они постоянно или преимущественно проживают, то их местом жительства может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий такого гражданина (ст. 2 Закона о свободе передвижения).

Местом пребывания признается жилое помещение, в котором гражданин пребывает временно (гостиница, санаторий, медицинская организация и т.д.).

Согласно ст. 3 Закона о свободе передвижения, граждане подлежат регистрационному учету как по месту жительства, так и по месту пребывания. В качестве одной из целей такого учета законодатель указал исполнение обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. При изменении места жительства гражданин должен в течение семи дней предоставить необходимые документы лицу, ответственному за взаимодействие с органами регистрационного учета.

Для представителей коренных малочисленных народов, которые ведут  кочевой образ жизни, место жительства определяется по адресу местной администрации одного из поселений, находящегося в границах муниципального района, в границах которого проходят маршруты кочевий такого гражданина.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства. При этом Закон о свободе передвижения (ст. 5) устанавливает исключения из данного правила. Так, гражданину предоставлено прав не регистрироваться по месту пребывания, если его место жительства расположено в том же субъекте РФ, пусть и в другом населенном пункте. В контексте названного исключения Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Севастополь и Республика Крым рассматриваются как единое пространство, то есть гражданин может проживать в Москве без регистрации, если он, к примеру, зарегистрирован по месту жительства в Московской области.

Более того, КоАП РФ [5], устанавливая ответственность за проживание гражданина по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации (ст. 19.15.1), предусмотрел и иные основания, исключающие наложение взыскания. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности в случае, если они являются супругами, детьми), супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.

Очевидно, что такое исключение нивелирует обязанность гражданина регистрироваться по фактическому месту нахождения в случае наличия семенных отношений с нанимателем (собственником) жилого помещения.

Следует отметить, что у отправителя юридически значимого сообщения отсутствует реальная возможность установить адрес гражданина в силу конфиденциального характера данной информации. Сведения о месте жительства (месте пребывания) гражданина относятся к категории персональных данных, которыми признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) [15]. Как известно, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. В общедоступных источниках персональные данные могут находиться только с письменного согласия самого гражданина.

Таким образом, факт проживания гражданина в жилом помещении, по адресу которого он зарегистрирован, носит предположительный, вероятностный характер. Отправитель юридически значимого сообщения не может быть полностью уверен в этом.

Следовательно, факт проживания гражданина по адресу регистрации должен рассматриваться как презумпция, то есть, как определяет О.А. Кузнецова, неполное индуктивное умозаключение, общий вывод «из множества частных случаев, наблюдаемых на практике, подтвержденных предшествующим опытом» [6, c. 26]. Факт, презюмированный в правовой норме, принимается за истинный по вероятности [7, c. 32-33]. Именно так отправитель и воспринимает адрес гражданина, направляя тому юридически значимое сообщение.

Верховный Суд РФ в п. 63 Постановления Пленума № 25 учел, что сведения об адресе гражданина по месту государственной регистрации являются презумпцией и предоставил возможность отправителю направлять юридически значимые сообщения по известному фактическому месту жительства получателя.

Представляется, что бремя доказывания достоверности сведений о фактическом месте жительства гражданина лежит на отправителе сообщения. Именно он должен обосновать, чем подтверждается фактическое место жительства получателя. Чаще всего это будут документы, исходящие от самого гражданина, которому адресуется юридически значимое сообщение. Так, Ленинградский областной суд признал допустимым направление сообщений со стороны товарищества собственников жилья по фактическому месту жительства гражданина, поскольку он сам указывал эти сведения в различных документах (в письменных возражениях, отзыве на исковое заявление, уведомлении о вручении и др.) [8].

Подытожим, что конкретизация адреса, по которому контрагенты могут направлять гражданину юридически значимые сообщения, является значимым элементом формирования содержания правоотношения, в котором физическое лицо участвует. Гражданин обязан информировать иных участников правоотношения об изменении адреса, что соответствует презумпции добросовестности осуществления гражданских прав.

 

Список литературы:

  1. Богдан В.В. Проблемы применения юридически значимых сообщений в кредитных правоотношениях // Лучшая научная статья 2017: сборник статей X Международного научно-практического конкурса. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 179.
  2. «ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст) (п. 67). М.: Стандартинформ, 2014.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32, ст. 3301.
  4. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 01.04.2019) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета. 1993. 10 авг.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.
  6. Кузнецова О.А. Презумпции в гражданском праве. СПб.: Юрид. цент Пресс, 2004.
  7. Кузнецова О.А. Фиктивные явления в праве. Пермь, 2004.
  8. Определение Ленинградского областного суда от 22.10.2015 № 33-5236/2015 / Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15 апреля 2020 г.).
  9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 8.
  10. Постановления Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 (ред. от 21.12.2018) «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.11.2014.
  11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М; ИНФРА-М, 2011.
  12. Федеральный закон от 07.05.2013 № 100-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.05.2013.
  13. Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ (ред. от 29.06.2018) «О почтовой связи» // Собрание законодательства РФ. 19.07.1999. № 29, ст. 3697.
  14. Федеральный закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013.
  15. Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.), ст. 3451.