THE ROLE OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN THE IMPLEMENTATION OF FINANCIAL CONTROL OF PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES

 

Ekaterina Starodubtseva

2nd year graduate student ANO VO Institute of Law and Management VPA,

 Russia, Tula

Julia Marx

Associate Professor, civil law disciplines, Ph.D., ANO VO Institute of Law and Management of VPA,

Russia, Tula

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены ключевые аспекты, связанные с финансовым контролем внешнеэкономической деятельности, осуществляемым Федеральной таможенной службой России.

ABSTRACT

The article discusses the key aspects related to the financial control of foreign economic activity carried out by the Federal Customs Service of Russia.

 

Ключевые слова: валютное регулирование, таможенная служба, экономическая безопасность, контроль, законодательство, операции.

Keywords: currency regulation, customs service, economic security, control, legislation, operations.

 

Стремительное развитие рыночных отношений, усиление экспортно - импортных операций, укрепление международного экономического сотрудничества и интеграционных процессов во всем мире сопровождаются обострением экономической конкуренции на внутреннем рынке, который актуализирует вопрос необходимости обеспечения экономической безопасности государства и его составляющих.

Экономическая безопасность — это такое состояние национальной экономики, которое предоставляет возможность хранить стойкость к внутренним и внешним угрозам и способно удовлетворить потребности лица, семьи, общества, государства. Экономическая безопасность является сложной системой, которая содержит комплекс подсистем: финансовую, денежную, валютную, продовольственную, сырьевую, энергетическую, технологическую, внешнеэкономическую и тому подобное.

Влияние процессов глобализаций на национальную экономику стимулирует открытие новых, привлекательных возможностей и перспектив развития страны как независимого субъекта международных экономических отношений. Глобализация несет такие позитивные последствия для страны, как возможности экономического роста, прилив инвестиций, рост занятости, повышение уровня жизни населения, подъем конкурентоспособности национальных субъектов ведения хозяйства.

Внешнеэкономическая политика государства соответственно должна находить свое отражение в таможенной политике, изучение влияния которой на экономический рост является очень важным, так как одной из составляющих экономической системы есть таможенная безопасность. В общем понимании таможенную безопасность государства можно определить, как состояние защищенности ее таможенных интересов.

Таможенная политика страны является государственной экономической политикой. Главными функциональными задачами таможенной политики является обеспечение защиты национальных интересов и национальной безопасности страны в политической, экономической, социальной, экологической и других сферах. Таможенная политика осуществляется путем реализации доктрин, стратегий, концепций, программ, которые существуют в государстве. Данные мероприятия способствуют обеспечению общественно-экономического роста страны, защите национальных интересов и национальной безопасности в политической, экономической, социальной, экологической и других сферах жизни государства.

Таможенный контроль - это один из инструментариев таможенной по­литики, что считается основной со­ставляющей единой концепции пра­вительственного контролирования.

Субъектами таможенного контроля выступают как таможенные органы, так и отдельные их должностные лица.

Объектом таможенного контроля являются: товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; товары на­ходящиеся на таможенной территории Союза; таможенные и иные документы; деятельность лиц, в том числе уполно­моченных экономических операторов, связанная с перемещением товаров; помещения, используемые в качестве складов временного хранения.

Предметом таможенного контроли­рования определяются характерные действия участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) по поводу уплаты таможенных платежей и их обеспечения; декларирования товаров и транспортных средств.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» [2], постановлению Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [3] функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора), то есть действовавшего органа валютного контроля, передаются правопреемникам – Федеральной таможенной службе (далее - ФТС России) и Федеральной налоговой службе (далее - ФНС России). Таким образом, ФТС России и ФНС России получают статус органов валютного контроля, между которыми распределены функции Росфиннадзора.

На сегодняшний день основная проблема в сфере контроля проведения валютных операций - возросшие объемы недополучения валютной выручки, которая остается за пределами страны и незакон­ный вывод капитала за границу. При таких условиях основная задача валютного кон­троля импортных операций сводится к тому, чтобы отследить эквивалентность перево­димых из России валютных средств стоимо­сти приобретенных товаров. Такой кон­троль способен функционировать благо­даря возможности сопоставления инфор­мации об импортируемом товаре, имею­щейся в наличии у таможенных органов, с информацией уполномоченных банков о размере валютных средств, которые пере­числены в качестве оплаты за товары.

В Российской Федерации, к приме­ру, действует закон «О валютном ре­гулировании и валютном контроле», определяющий основные принципы осуществления валютных операций в РФ, принципы валютного регулирова­ния и его же контроля. В законе закрепляется понятие: «Валютный контроль - механизм го­сударственного надзора и контроля, элемент экспертной системы тамо­женного контроля юридических и фи­зических лиц, пересекающих государ­ственную границу» [1].

Главная цель выполнения таможен­ного контролирования заключается в раскрытии несоответствия проделан­ных таможенных действий в таможен­ных целях нормам и требованиям та­моженного законодательства, а также факторов различных правонаруше­ний, установленных в процессе тамо­женного оформления. Данные миссии достигаются путем разноплановых ре­визий на основании принципа выборочности, ограничиваясь только теми конфигурациями таможенного кон­тролирования, которые достаточны для обеспечения соблюдения обще­признанных норм таможенного зако­нодательства.

Особенность валютного контроля при осуществлении импортных операций за­ключается в основном в том, что оплата за импортные товары и услуги может сопро­вождаться утечкой капитала за границу. И одной из основных задач ФТС является именно предотвращение незаконного вы­воза капитала.

Так, в течение 2017 года по экспортным и импортным операциям из страны незакон­ным способом было выведено 79,8 млрд. руб., из которых 68,8 млрд. руб. явились оплатой за так и не поставленные товары. Похожая ситуация продолжалась и в начале следующего года — за январь-фев­раль 2018 года незаконно было выведено 12,2 млрд. руб., из которых 84% по импорт­ным контрактам.

На 2018 год сумма невозвращенных из- за рубежа и незаконно выведенных из Рос­сии денежных средств составила 370 млрд руб. В связи с этим было открыто 417 уго­ловных дел на сумму более 47,5 млрд руб. [4]

Также на основании действующего ва­лютного законодательства таможенные ор­ганы могут возбуждать и уголовные дела по статьям 193 (Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) и 193.1 УК РФ Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов, например, в слу­чае нарушения требований выше указан­ного законодательства РФ при совершении операций в особо крупном размере, зара­нее организованной группой, с использова­нием поддельного документа, а также при обращении к юридическому лицу, создан­ному для совершения нескольких преступ­лений.

Подводя итог, следует отметить, что слаженный механизм валют­ного контроля за импортными операция яв­ляется приоритетным направлением деятельности ФТС России и неотъемлемой частью для проведе­ния эффективной государственной валют­ной политики. Такой контроль необходим в первую очередь для максимально возмож­ной ликвидации случаев заключения фик­тивных импортных контрактов, дающих не­обоснованную возможность переводить иностранную валюту за границу и в целом незаконно вывозить капитал из страны.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (31.07.2020) // Российская газета от 17 декабря 2003 г. № 253.
  2. Указ Президента РФ от 2 февраля 2016 г. № 41 (ред. 15.05.2018) «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 февраля 2016 г. № 6 ст. 831.
  3. Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2016 г. № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ред. 17.08.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 апреля 2016 г. № 17 ст. 2399.
  4. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России В 2019 ГОДУ [Электронный ресурс] https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/229693 (дата обращения: 16.11.2020).