Телефон: +7 (383)-235-94-57

ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, ЦЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ

Опубликовано в журнале: Современное российское право №1(2)

Автор(ы): Коптелов Артем Олегович

Рубрика журнала: Теория государства и права

Статус статьи: Опубликована 5 января

DOI статьи: 10.32743/2658-6509.2019.1.2.8

Библиографическое описание

Коптелов А.О. ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, ЦЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ // Современное российское право: эл.научный журнал. –2019 – №1(2). URL: https://journallaw.ru/archive/2/8 (дата обращения: 19.08.2019)

Коптелов Артем Олегович
магистр права, Гуманитарный университет,
РФ, Екатеринбург

HUMAN RIGHT ACTIVITIES: CONCEPT AND MAIN FEATURES

Artem Koptelov

master of law, Liberal Arts University,

Russia, Yekaterinburg

АННОТАЦИЯ

В статье отмечается законодательное признание приоритета прав человека и гражданина и установление государственной обязанности по их защите. В ней анализируется значение категории «правозащитная деятельность», выявляются правозащитные полномочия государства, правовой арсенал общества и отдельного человека.

ABSTRACT

The article notes the legislative recognition of the priority of human and civil rights and the establishment of state responsibility for their protection. It analyzes the meaning of the category «human rights activities», identifies the human rights powers of the state, the legal arsenal of society and the individual.

Ключевые слова: права человека, правовая защита прав и свобод человека, правозащитная система, субъекты правозащитной деятельности, гражданское общество, правовая защищенность личности в обществе.

Keywords: human rights, the legal protection of the rights and freedoms of the individual, the human rights system, the subjects of human rights activities, civil society, legal protection of the individual in society.

Состояние действующего правозащитного законодательства России выявляет множество проблем регулирования правовой защиты прав граждан публичными субъектами, что требует срочного формулирования рекомендаций уполномоченным государственным органам, способствующим повышению эффективности их правозащитной деятельности на благо граждан страны.

В настоящей статье сделана попытка проанализировать такое явление, как правозащитная деятельность, ее истоки и сущность. При этом автор статьи  использует методологию – от общего к частному и выделяет признаки исследуемого явления.

В отечественной правовой литературе до настоящего времени не достаточно полно проводится общетеоретический и правовой анализ системы защиты прав и свобод человека и гражданина, функционирующей путем осуществления правозащитной деятельности различными правозащитными публичными и непубличными институтами.

Для формулирования понятия правозащитной деятельности считаем необходимым сначала определиться с общенаучным пониманием данного определения.

«Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование… Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности, как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности» [1, с. 528].

Деятельность выступает социальной категорией, обладая такими чертами. как: целенаправленность, аналитичность, осознанность, структурированность и результативность.

«Социальная деятельность (social action) – совокупность последовательных действий, поведение различных акторов (субъектов), включая государство, которая является преднамеренной, целенаправленной, включает в себя разумное целеполагание, которой руководит субъективное осмысление, и она направлена на других» [2, с. 176].

Отдельной разновидностью социальной деятельности выступает юридическая деятельность, под которой С.Н. Назаров понимает «нормативно регламентированную систему последовательно осуществляемых субъектами права в установленных процессуальных формах действий, операций и способов, а также используемых средств, направленных на достижение правовых целей» [4, с. 27].

Правозащитную деятельность можно рассматривать как относительно самостоятельный подвид юридической деятельности, поскольку в российском законодательстве четко различают с одной стороны защиту прав и свобод человека и гражданина, с другой стороны – их обеспечение, признание, соблюдение и охрану.

Среди основных черт, характеризующих правозащитную деятельность, можно отметить, во-первых, защиту прав и свобод человека и гражданина и их восстановление в случае нарушения, во-вторых, использование исключительно правовых средств и способов защиты прав и законных интересов граждан.

«Государственная деятельность (state aktivity) – активная специфическая, профессиональная и непрофессиональная деятельность в различных областях жизни государства. Социальную основу этой деятельности составляют коренные интересы и потребности всего населения… Высшие ценности государственной деятельности – благополучие, мир, свобода и безопасность граждан» [6, с. 116].

Правозащитная деятельность осуществляется как публичными субъектами (государственными и муниципальными органами), так и непубличными правозащитными институтами.

Сырых В.М. правозащитная деятельность понимается как «осуществляемая в соответствии с законом деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и органов управления  организациями, учреждениями, предприятиями по пресечению противоправных деяний, восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, иных лиц и привлечению правонарушителей к юридической ответственности» [5, с. 431].

Для предотвращения злоупотреблений государственной властью в правозащитной сфере, требуется параллельно с публичными, главным образом государственными правозащитными структурами, развивать систему непубличных и негосударственных правозащитных образований, включить в правозащитную систему также международные межправительственные и неправительственные правозащитные институты, общественные объединения.

То есть, функционирование государственной системы обеспечения и соблюдения прав человека должно осуществляться при взаимодействии органов и учреждений государства с институтами гражданского общества.

В подсистеме правозащитных институтов гражданского общества в России выделяют общефедеральные, межрегиональные и региональные организации, образования уровня субъекта РФ и местного уровня, институт адвокатуры.

Правозащитная деятельность институтов гражданского общества направлена на выявление нарушений прав и свобод человека личности публичными структурами, на оказание правовой помощи пострадавшим и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан всеми доступными таким институтам правовыми средствами в случае их нарушения, как публичными институтами, так и иными лицами.

Наличие непубличных правозащитных структур в обществе совершенно необходимо, так как государственные и муниципальные органы часто представляют интересы государства и муниципалитетов, как институтов обеспечивающих организацию и охрану общественного порядка, то есть осуществляют предусмотренную законодательством РФ и возложенную на них деятельность, которая нередко предполагает вполне правомерное ограничение прав и законных интересов отдельных лиц и групп людей.

Тем самым, правозащитная деятельность осуществляется государственными и муниципальными органами и учреждениями, а также объединениями граждан, негосударственными организациями и отдельными лицами, которые, хотя и не наделёны публичными полномочиями в правозащитной сфере, тем не менее, в силу разных причин, осуществляющие такую деятельность.

При этом необходимо выделить определяющую роль государственных органов и структур в системе специальных субъектов правовой защиты человека.

Основной целью правозащитной деятельности государства является обеспечение состояния максимально возможной правовой защищенности каждого отдельного члена общества.

Поэтому деятельность компетентных органов и организаций должна рассматриваться в плоскости реализации права человека на правовую защиту своих прав и законных интересов, исполнения возложенных на него обязанностей.  

Касаясь институционального обеспечения правозащитной деятельности Мархгейм М.В. полагает, что правозащитная деятельность осуществляется публичными и непубличными субъектами, имеющими соответствующий правозащитный арсенал. Их совокупность составляет правозащитную структуру общества и государства. Указанная структура  рассматривается исследователем как организационно-публичная основа конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина – правозащитной системы страны [3, с. 22].

Таким образом, правозащитная система, включает в себя совокупность правозащитных элементов (нормы, субъекты, институты), взаимодействующих между собой. Функционирует такая система посредством правозащитной деятельности, которая обусловлена целевыми установками и деятельностной мотивацией, свойственным субъектам правозащиты различной правовой природы.

Правозащитная деятельность подразумевает целенаправленное воздействие соответствующих правозащитных институтов на социальные отношения. Ее конечной целью является изменение ситуации с нарушениями прав человека таким образом, чтобы достигнуть состояния полной правовой защищенности личности, какая только возможна в конкретном обществе на определенном этапе его развития, но при этом учесть, как интересы социума, выступающего средой обитания отдельного индивида, так и интересы государства, являющегося важнейшим элементом обеспечения и сохранения состояния полной правовой защищенности человека.

Главным условием правовой защищенности личности является действенный правовой механизм, обеспеченный соответствующими организационными структурами (органами и организациями), призванными осуществлять правовую защиту человека и гражданина.

Правозащитная деятельность направлена на положительное изменение ситуации с нарушениями прав и свобод человека и приведение ее в такое состояние, которое будет характеризоваться их соблюдением и возможностью реализации, но при учете интересов общества и государства.

Автор статьи считает, что обязанности осуществлять правозащитную деятельность должна быть возложена на всю совокупность правозащитных публичных и непубличных институтов, наделенных правовым арсеналом, невзирая на их различную правовую природу. Только тесное взаимодействие таких правозащитных субъектов способно создать устойчивую и достаточно эффективную правозащитную систему страны, обеспечивающую высокий уровень правовой защиты человека и гражданина в Российской Федерации и за ее пределами.

Список литературы:

  1. Большая советская энциклопедия. Дебитор-Евкалипт. Вып. 8. Третье издание. М.: Советская энциклопедия, 1972. – 592 с.
  2. Большой толковый социологический словарь / Сост. Д. Джери, Д. Джери. Т. 1. А-О. М.: Вече-Аст. 2001. – 544 с.
  3. Мархгейм М.В. Правозащитная деятельность публичных структур в Российской Федерации. Монография. Ростов н/Д: Ростиздат, 2006. – 111 с.
  4. Назаров С.Н. Теоретико-правовые основы юридической деятельности надзорно-контрольных органов в условиях формирования правового государства : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Ростов н/Д; СевКавАГС, 2000. – 171 с.
  5. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов: М.: Юстицинформ, 2006. – 637 с.
  6. Халипов В.Ф., Халипов Е.В., Исаев И.А., Михайлов В.А. Власть. Политика. Государство и государственная служба: Аналитический словарь-справочник. М.: Академический проект-Трикста, 2006. – 384 с.