Телефон: +7 (383)-235-94-57

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТВОРЧЕСКОГО РАБОТНИКА СОГЛАСНО ТРУДОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Опубликовано в журнале: Современное российское право №2(3)

Автор(ы): Бугаевская Юлия Юрьевна

Рубрика журнала: Трудовое право

Статус статьи: Опубликована 5 февраля

DOI статьи: 10.32743/2658-6509.2019.2.3.60

Библиографическое описание

Бугаевская Ю.Ю. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТВОРЧЕСКОГО РАБОТНИКА СОГЛАСНО ТРУДОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ // Современное российское право: эл.научный журнал. –2019 – №2(3). URL: https://journallaw.ru/archive/3/60 (дата обращения: 19.08.2019)

Бугаевская Юлия Юрьевна

ст. преподователь кафедры ПрИСиИ ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Владимира Даля»

Украина, г. Луганск

THE PROBLEM OF THE DETERMINATION OF THE LEGAL STATUS OF A CREATIVE WORKER UNDER THE LABOR LEGISLATION

 

Yuliya Bugaevskaya

Art. prep. Chairs of PrISiII GOU VPO LC "Lugansk National University named after Vladimir Dahl"

Ukraine, Lugansk

 

 

АННОТАЦИЯ

Исследована проблема определения правового статуса творческого работника согласно трудовому законодательству, предложен подход к определению правового статуса творческого работника с учетом теоретических положений об интеллектуальной собственности.

ABSTRACT

The problem of determining the legal status of a creative worker according to the labor legislation is investigated, an approach to determining the legal status of a creative worker is proposed, taking into account the theoretical provisions on intellectual property.

 

Ключевые слова: творческий работник, трудовое право, правовой статус, творческая деятельность, интеллектуальная собственность.

Keywords: creative worker, labor law, legal status, creative activity, intellectual property.

 

Одной из особенностей современного этапа развития трудового законодательства является реализация дифференцированного подхода к урегулированию трудовой деятельности отдельных категорий работников. В частности, обособленной категорией работников являются творческие работники, трудовая деятельность которых подлежит специальной регламентации ст. 59, 94, 96, 113, 153, 157, 268 и 35 Трудового кодекса Российской Федерации [1].

Речь идет, прежде всего, о творческих работниках средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков, в соответствии с соответствующим утвержденным перечнем профессий и должностей [2]. Указанный перечень является исчерпывающим и содержит 189 наименований профессий и должностей творческих работников. Кроме этого, в состав категории творческих работников, согласно действующему Трудовому кодексу РФ, входит неопределенная группа т. н. «иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений» [1].

На практике последнее обстоятельство создает массу проблем для работников, осуществляющих профессиональную деятельность, являющуюся творческой по своей сути, главная из которых – сложность определения (подтверждения) принадлежности к данной категории работников в каждом конкретном случае, учитывая тот факт, что в Трудовом кодексе РФ отсутствует даже определение понятия «творческий работник».

Это, в свою очередь, существенно усложняет определение в целом правового статуса творческого работника как субъекта трудового права (системы трудовых прав и специальных гарантий, учитывая очевидную необходимость специальной регламентации труда творческих работников), а также установление правового статуса творческого работника конкретного предприятия, учреждения.

Анализ имеющегося перечня [2] профессий и должностей творческих работников свидетельствует о том, сам принцип составления вышеуказанного перечня является весьма противоречивым и при этом никоим образом не способствует формулированию определения понятия «творческий работник» с целью дальнейшего введения его в понятийный аппарат отрасли трудового права.

Перечень содержит две группы должностей творческих работников: должности служащих (170 наименований) и профессии рабочих (19 наименований). При этом в указанном перечне присутствуют должности, должностные инструкции которых вообще не предусматривают творческой деятельности, например настройщик пианино и роялей (наименование № 179) [2]. По формальным признакам представителей указанной профессии действительно следует признать творческими работниками, в частности отнести к упомянутой выше категории «иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений», поскольку, например, должностная инструкция настройщика пианино и роялей 6-го разряда [3] предполагает знание работником нескольких музыкальных произведений наизусть и, соответственно, их исполнение на определенном этапе трудовой деятельности. Однако, проанализировав назначение такого исполнения, которое заключается в проверке качества настройки пианино и роялей по всему диапазону путем проигрывания, а вовсе не в акте творческого выражении исполнителя с целью произвести эстетическое впечатление на слушателя, несложно прийти к выводу, что в трудовой деятельности настройщика пианино и роялей вообще не предусмотрена творческая составляющая (т. е. труд не имеет творческого характера).

В этом, на наш взгляд, кроется важнейшая ошибка – определять в Трудовом кодексе РФ категорию творческих работников, исходя из имеющегося утвержденного исчерпывающего перечня профессий и должностей творческих работников. На наш взгляд, такой подход к определению субъектного состава категории творческих работников чрезвычайно ограничен. Ведь указанный перечень не содержит указаний на представителей профессий и должностей, чья профессиональная деятельность непосредственно и в полном объеме предполагает осуществление творческой деятельности (это, например, инженер-конструктор, селекционер, разработчик топологии интегральной микросхемы и др.). Это значит, что труд работников, осуществляющих творческую деятельность, но не названных в вышеуказанном перечне профессий и должностей, на данный момент регулируется общими нормами трудового законодательства, т. е. отсутствует специальная регламентация такого труда, не действуют механизмы специального гарантирования трудовых прав.

Учитывая динамично развивающийся рынок труда и, как следствие, появление новых профессий, потенциально являющихся творческими (т. е. непосредственно предусматривающих творческий характер труда) [4], а также новых видов творческой деятельности в целом, указанный перечень является явно неполным. Кроме того, его качественный анализ показывает, что содержание трудовой деятельности творческих работников ограничено сферой культуры и искусства. Это связано с имеющимися на сегодняшний день законодательными нормами, содержащими положения о деятельности творческих работников, в частности Рекомендациями ЮНЕСКО «О положении творческих работников» от 27 октября 1980 г. [5], Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года [6].

По нашему мнению, более целесообразно исходить при определении профессий и должностей творческих работников из понятия «творческая деятельность».

Согласно положениям Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года, понятие «творческий работник» собственно и раскрывается при помощи понятия «творческая деятельность», при этом под творческой деятельностью подразумевается «создание культурных ценностей и их интерпретация». Однако следует отметить, что в данном аспекте понятие «творческая деятельность» применяется в крайне узком (ограниченном) значении. Многообразие возможных и реальных результатов творческой деятельности в различных сферах жизнедеятельности явно не помещается в рамках понятия «культурные ценности» в значении, определенном Основами.

Как известно, в результате творческой деятельности возникает нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Важнейшей чертой творческой деятельности, несмотря на разнообразие ее проявлений, является ее завершение определенным результатом, объективированным в определенную материальную форму, в частности зафиксированным на определенном материальном носителе. Получение объективированного результата творческой деятельности дает основание для возникновения объекта правовой охраны – объекта интеллектуальной собственности. В связи с этим особого внимания при определении правового статуса творческого работника заслуживает подход, основанный на теоретических основах об интеллектуальной собственности.

Исходя из анализа содержания ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года, понятие «творческий работник» соотносится по объему и содержанию с понятиями «автор» и «исполнитель», в соответствии с международным законодательством об интеллектуальной собственности.

Таким образом, есть правовые основания трактовать понятие «творческий работник» с позиции теоретических положений об интеллектуальной собственности – в соответствии с п. 1 ст. 1228 Гражданского кодекса РФ, автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат; в соответствии со ст. 1313 Гражданского кодекса РФ, исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер [7]. Кроме этого, в Модельном законе о творческих работниках и творческих союзах [8, c. 185–195] творческим работником непосредственно признается физическое лицо как субъект авторского, смежного или трудового права, осуществляющий профессиональную творческую деятельность.

Если рассматривать понятие «творческая деятельность» в самом широком смысле, то по аналогии с вышесказанным, творческими работниками следует признавать также и всех остальных первоначальных субъектов права интеллектуальной собственности – творцов объектов права интеллектуальной собственности). Данное положение полностью соответствует норме ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества [9].

Следовательно, при определении категории субъектного состава творческих работников целесообразно использовать расширенный перечень профессий и должностей творческих работников, с учетом первоначальных субъектов права интеллектуальной собственности как потенциальных участников трудовых отношений.

 

Список литературы:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]. – Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. – Название с домашней страницы Интернета.
  2. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. № 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом РФ» [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/co-ns_doc_LAW_68004/. – Название с домашней страницы Интернета.
  3. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Выпуск №59. Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 26.04.2004 N 63. – [Электронный ресурс]. – Административно-управленческий портал. – Режим доступа: http://www.aup.ru/docs/etks/etks-59/52.htm. – Название с домашней страницы Интернета.
  4. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf. – Название с домашней страницы Интернета.
  5. Рекомендация ЮНЕСКО от 27.10.1980 «О положении творческих работников» // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. – М., 1993. – Стр. 376-393.
  6. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/. – Название с домашней страницы Интернета.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/do-cument/cons_doc_LAW_5142/ – Название с домашней страницы Интернета.
  8. Модельный закон о творческих работниках и творческих союзах: утв. постановлением 10-го пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 6 дек. 1997 г. №10–10 // Информац. бюллетень Межпарламент. Ассамблеи государств-участников СНГ. – 1998. – № 16. – С. 185–195.
  9. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/do-cument/cons_doc_LAW_28399/– Название с домашней страницы Интернета.