Телефон: +7 (383)-235-94-57

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Опубликовано в журнале: Современное российское право №2(3)

Автор(ы): Александрова Надежда Владимировна

Рубрика журнала: Уголовный процесс

Статус статьи: Опубликована 5 февраля

DOI статьи: 10.32743/2658-6509.2019.2.3.63

Библиографическое описание

Александрова Н.В. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ // Современное российское право: эл.научный журнал. –2019 – №2(3). URL: https://journallaw.ru/archive/3/63 (дата обращения: 18.11.2019). DOI: 10.32743/2658-6509.2019.2.3.63

Александрова Надежда Владимировна

преподаватель ГБПОУ Юридический колледж,

РФ, г. Москва

THE SECURITY OF VICTIMS AND WITNESSES IN CRIMINAL PROCEEDINGS

 

Nadezhda Alexandrova

teacher State Budgetary Educational Institution Law Collegee,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Актуальность исследования теоретических вопросов обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве обусловлена пробелами законодательного регулирования данных вопросов в УПК РФ и иных нормативных правовых актах. Данный вопрос требует более чёткой регламентации прав на обеспечение безопасности данных участников уголовного судопроизводства. Законодательство РФ устанавливает обязанность государства в лице его государственных органов предусматривать меры, которые будут направлены на урегулирование обеспечения безопасности таких участников уголовного судопроизводства, как потерпевший и свидетель, конкретно на их безопасное участие в уголовном процессе по уголовному делу. Нужно отметить, что меры, направленные на безопасность потерпевших и свидетелей, должны носить комплексный характер, т. е. выходить за пределы уголовного судопроизводства и содержать в себе, кроме процессуальных средств и иные средства, которые будут направлены на обеспечение безопасного участия потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве.

ABSTRACT

The relevance of the study of theoretical issues of ensuring the safety of victims and witnesses in criminal proceedings is due to gaps in the legislative regulation of these issues in the code of criminal procedure and other regulatory legal acts. This issue requires a clearer regulation of the rights to ensure the safety of these participants in criminal proceedings. The legislation of the Russian Federation establishes the obligation of the state in the person of its state bodies to provide for measures that will be aimed at regulating the security of such participants in criminal proceedings as the victim and the witness, specifically for their safe participation in the criminal process in the criminal case. It should be noted that measures aimed at the safety of victims and witnesses should be comprehensive, i.e., go beyond criminal proceedings and contain, in addition to procedural means and other means that will be aimed at ensuring the safe participation of victims and witnesses in criminal proceedings.

 

Ключевые слова: потерпевший, свидетель, безопасность, меры безопасности.

Keywords: victim, witness, safety, security measures.

 

Понятие потерпевшего закреплено в ч. 1 ст.42 УПК РФ [10]. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда. Потерпевшим признаётся лицо независимо от его возраста, физического или психического состояния. После признания лица потерпевшим данное лицо пользуется всеми правами, согласно его процессуальному статусу, которые указаны в ч.2 ст.42 УПК РФ. В рамках рассматриваемой нами темы, основной интерес представляет право потерпевшего ходатайствовать о применении мер безопасности, которое закреплено в п.21 ч.2 ст. 42 УПК РФ. Данное право потерпевшему дано не случайно, ведь иногда бывают случаи, когда жизни и здоровью потерпевшего угрожает опасность от лиц, которые совершили в отношении потерпевшего противоправные деяния. В связи с этим, если имеются достаточные основания полагать, что имеется реальная угроза жизни и здоровью потерпевшего следственные органы должны предпринять все возможные меры, установленные законодательством, по организации защиты лица, которое проходит в рамках уголовного дела потерпевшим.

Участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве имеет особое значение, так как это является одновременно его правом и обязанностью. Это связано с тем, что потерпевший, по сути, является жертвой преступления и, обращаясь в следственные органы, он желает, чтобы его права и законные интересы были восстановлены. С другой стороны потерпевший играет важную роль в уголовном процессе с точки зрения источника доказательной базы, ведь первоначальным доказательством по делу являются показания потерпевшего о совершённом в отношении него противоправном деянии.

Реализация прав потерпевшего зависит как от знания им своих процессуальных гарантий, так и от желания потерпевшего воспользоваться определенным правом, закреплённым в законодательстве. Для того чтобы данное лицо могло воспользоваться тем или иным своим процессуальным правом, должностное лицо, которое занимается расследованием уголовного дела, которое направлено на восстановление нарушенных прав потерпевшего, должно ознакомить его с совокупностью его процессуальных прав и обязанностей.

Для уголовного дела потерпевший является первоначальным звеном, с которого начинается уголовное расследование. Если на потерпевшего оказывается какое-либо давление, угрозы - это может повлиять на объективный процесс расследования уголовного дела. Когда преступление в отношении лица было совершено, но потерпевший опасается обращаться в правоохранительные органы для защиты своих нарушенных прав из-за угроз со стороны преступников, то данное преступление может остаться латентным. В таком случае пострадавшее лицо не сможет восстановить свои права и добиться справедливости. Из этого следует, что защита потерпевшего во время раскрытия преступления должна быть первостепенной задачей для правоохранительных органов, это также остаётся в их интересах, чтобы раскрыть дело и привлечь виновных лиц к ответственности.

Показания свидетеля в уголовном судопроизводстве являются основным источником доказательств по уголовному делу. Благодаря данным показаниям, могут быть установлены многие факты, которые играют значимую роль для уголовного дела.

Принято считать, что свой процессуальный статус свидетель приобретает с момента вручения ему повестки. Когда лицо признается свидетелем по уголовному делу в соответствии с ч.1 ст.56 УПК РФ, то у него возникает ряд прав и обязанностей, закрепленных в УПК РФ.

Основная функция свидетеля - это дача показаний в ходе предварительного расследования, что является обязанностью данного лица. Необходимо перед началом допроса предупредить лицо, которое имеет статус свидетеля, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний в соответствии со ст. ст. 307, 308 УК РФ [11]. Показаниями свидетеля являются устные сообщения, сделанные во время допроса у следователя или дознавателя. Исключением являются случаи, когда свидетель обладает свидетельским иммунитетом, то есть правом не давать показания против себя и своих близких родственников и в иных случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом.

Бывают свидетели, которые идут на такой отчаянный шаг, как дача заведомо ложных показаний, поскольку боятся давать правдивые показания по факту совершенного преступного деяния. В некоторых случаях это связано с тем, что на них оказывалось давление со стороны лица, проходящего по делу подозреваемым или обвиняемым. Отчасти этих людей понять можно, они переживают за свою жизнь и здоровье и им проще солгать, чтобы обезопасить себя от преступных посягательств со стороны подозреваемого или обвиняемого. В таком случае ложные показания затрудняют ход расследования уголовного дела, а в некоторых случаях ведут следствие в тупик. Чтобы таких ситуаций происходило как можно меньше, а лучше, чтобы вообще не происходило, свидетели, как и потерпевшие, имеют право на защиту, в соответствии с ч.3 ст.11 УПК РФ. Ведь основной задачей следствия является привлечение виновных лиц к ответственности, поэтому государство будет со своей стороны оказывать всю необходимую помощь лицам, которые проходят по делу в качестве свидетелей, чтобы обеспечить справедливое и честное отправление правосудия.

Процессуальный статус участника уголовного процесса включает в себя права, обязанности, ответственность и гарантии осуществления прав. Лица, состоящие на государственной защите, в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» №119-ФЗ (далее- ФЗ-119) [12] имеют права и обязанности, которые содержатся в ч.1, 2 ст.18 указанного закона. Данные права и обязанности направлены на обеспечение выполнения поставленных задач на органы, осуществляющие государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. К правам защищаемых лиц относятся право собственно знать о своих правах и обязанностях; требовать обеспечения личной и имущественной безопасности; требовать применения мер социальной поддержки в определенных законом случаях; знать о применении в отношении себя, а также своих близких родственников, родственников и близких лиц мер безопасности и о характере этих мер; обращаться с заявлением о применении дополнительных мер безопасности, об их полной или частичной отмене либо о дальнейшем применении мер безопасности; обжаловать в вышестоящий орган, прокурору или в суд решения и действия органов, обеспечивающих государственную защиту; обращаться в орган, осуществляющий меры безопасности, за получением психологической помощи.

Обязанности защищаемых лиц заключаются в выполнении условий применения в отношении их мер безопасности и законные требования органов, обеспечивающих государственную защиту; немедленном информировании органов, обеспечивающих государственную защиту, о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении их; при обращении со специальными средствами индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности соблюдать требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ; сохранении в тайне сведений о применяемых в отношении их мерах государственной защиты.

Исследование гарантий обеспечения прав и законных интересов потерпевших и свидетелей, вовлекаемых в сферу действия уголовно-процессуальных правоотношений, предполагает установление надежных средств, способов и методов, регулируемых как нормами уголовно-процессуального права, так и других отраслей отечественной юриспруденции, направленных на достижение цели назначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ). УПК РФ содержит в себе ряд положений, которые направлены на защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Так в ч.3 ст.11 УПК РФ рассматривается возможность применения мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, при наличии достаточных оснований полагать, что им угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями. Согласно этим основаниям к участникам уголовного судопроизводства могут применяться следующие меры обеспечения безопасности:

  • в протоколе следственного действия, в котором участвует свидетель, не приводятся данные о его личности (ч. 9 ст. 166 УПК РФ);
  • осуществляются контроль и запись телефонных и иных переговоров свидетеля, потерпевшего (ч. 2 ст. 186 УПК РФ);
  • предъявление лица для опознания проводится в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ);
  • дело рассматривается в закрытом судебном заседании (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ);
  • допрос свидетеля проводится судом без оглашения подлинных данных о его личности, в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК РФ).

Согласно ФЗ-119перечень объектов защиты достаточно широк и включает в себя следующих лиц: потерпевшего; свидетеля; частного обвинителя; подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, их защитников и законных представителей, осужденного, оправданного, а также лица, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагога и психолога; гражданского истца, гражданского ответчика; законного представителя, представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя. Меры государственной защиты могут быть применены и до возбуждения уголовного дела в отношении таких лиц, как: заявитель, очевидец или иных лиц, способствующих предупреждению и раскрытию преступления, согласно ч.2 ст.2 названного закона.

ФЗ-119 также определяет круг органов, на которые возлагаются обязанности по осуществлению защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. К таким органам относятся:

  • органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;
  • органы, осуществляющие меры безопасности;
  • органы, осуществляющие меры социальной поддержки.

Закон также регулирует круг лиц, которые правомочны принимать решения об осуществлении государственной защиты к ним относятся: суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.

В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Применение отдельных мер безопасности, таких, как переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Анализ применения мер безопасности показывает, что такие меры, как личная охрана, охрана жилища и имущества являются как самыми востребованными, так и самыми затратными в материальном смысле. Об этом свидетельствуют запланированные Государственной Программой по обеспечению безопасности финансовые затраты на применение данной меры, они самые большие, составили 85 млн. рублей ежегодно [5]. В основном эта мера безопасности заключается в том, что сотрудники органа, осуществляющего защиту конкретного лица, круглосуточно сопровождают его. При помещении лица в безопасное место сотрудники также находятся рядом с ним, при необходимости проживают с ним во время исполнения такой меры безопасности. Сотрудники, отвечающие за безопасность охраняемого лица, доставляют его на судебные заседания или на производство отдельных следственных действий. Данная мера безопасности может быть ограничена временными рамками, к примеру, сопроводить, охраняемое лицо на судебное заседание или на следственное действие. Все зависит от того, какая ситуация складывается в отношении защищаемого лица.

При осуществлении личной охраны или охраны имущества лица, состоящего на государственной защите, органы, осуществляющие защиту, могут выдавать защищаемому лицу специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности (ст. 8 ч.8 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»[6]). К таким средствам относятся бронежилет, электрошоковое устройство, аэрозольный распылитель с раздражающим составом, переносное портативное радиоустройство, телефон сотовой связи и (или) пейджер. В распоряжении сотрудников, обеспечивающих защиту участников уголовного судопроизводства, есть аппаратура, которая заглушает сигналы, поступающие по радиоканалам, направленные для взрыва автомобиля, бронированный транспорт.

В жилище защищаемых лиц, по решению органа, осуществляющего защиту, может устанавливаться пожарная и охранная сигнализация.

В случае, когда лицо, состоящее на государственной защите, вынуждено переехать на новое место жительство, то из федерального бюджета выплачиваются все расходы по переезду защищаемого лица, за счёт средств федерального бюджета предоставляется жилище, оказывается материальная помощь и гарантируется трудоустройство или оказывается помощь в подборе учебного заведения для продолжения обучения. Таким образом, государство защищает трудовые, личные и имущественные права граждан, которые находятся под государственной защитой.

Ещё одной достаточно востребованной мерой безопасности можно назвать меру по обеспечению конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Орган, осуществляющий защиту, может закрыть все данные о защищаемом лице. Начиная с адресного бюро, где указано место рождения и место жительства лица, состоящего на государственной защите и заканчивая медицинскими справками в медицинском учреждении. Во время применения данной меры защищаемое лицо само должно быть заинтересовано в сокрытии сведений о себе. Часто бывает так, что лица, состоящие на государственной защите, сами дают о себе информацию преступникам, о своём местонахождении или месте жительства. Чаще всего это происходит путём опубликования сведений о себе в социальных сетях или возобновлением общения с контактами, с которыми они общались до применения в отношении них мер государственной защиты. Лица, которые состоят на государственной защите, должны осознавать всю серьёзность ситуации и сами предпринимать меры по сокрытию сведений о себе.

Основной мерой безопасности, которая применяется к большинству защищаемых лиц, является временное перемещение в безопасное место. Она является первоначальной в случаях, когда имеется реальная опасность применения насилия к защищаемому лицу. Орган, осуществляющий защиту, может снять защищаемому лицу квартиру, о месте нахождения снимаемой квартиры никто не будет знать. Либо охраняемое лицо могут поместить в безопасное место, находящееся у данного органа на определенный период времени. В соответствии с Программой государственной защиты, на это лицо выделяются денежные средства из федерального бюджета, за счет которых его кормят, обувают, одевают, то есть полностью содержат данное лицо.

В редких случаях применяется мера безопасности, заключающаяся в изменении внешности с помощью с помощью пластической операции. По словам начальника Центра государственной защиты ГУ МВД России по г. Москве полковника полиции М. Коканова, на практике в нашем государстве такая мера применялась в двух случаях[ 8]. Но примеры такие не афишируются, что естественно, ведь эта служба считается одной из самых закрытых в московской полиции. Сведения о защищаемых лицах относятся к государственной тайне. Чаще всего для изменения внешности используются грим, парики. Такая мера, как изменение внешности, применяется не только в нашей стране, но и за рубежом. Например, недавний случай применения этой меры в США по отношению к Григорию Родченкову, экс-главе московской антидопинговой лаборатории. Его внешность была изменена специально для интервью с журналистом американского канала «CBS News». Как пояснил в интервью Родченков, «…это было сделано по соображениям безопасности. Есть информация, что моя жизнь под угрозой, и мы предприняли все необходимые шаги»[9]. Гримеры и пластические хирурги сильно постарались, чтобы в его чертах лица нельзя было узнать экс-главу московской антидопинговой лаборатории.

Нужно отметить, что к одному защищаемому лицу может быть применено несколько мер безопасности. Это зависит от тяжести преступления, по которому защищаемое лицо проходит потерпевшим или свидетелем, а также от степени угроз в отношении этих лиц. Применение таких мер как переселение защищаемого лица на другое место жительство, замена документов и изменение внешности могут быть применены лишь только в том случае, когда безопасность указанного лица не может быть обеспечена иными мерами, содержащимися в Федеральном законе.

Основания применения мер государственной защиты содержатся в ч.1 ст.6 ФЗ-119, к ним относятся: данные о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

Меры безопасности будут применяться на основании написанного заявления защищаемого лица или с его письменного согласия. В случае, когда защищаемое лицо не достигло совершеннолетия, то такие решения принимаются на основании письменного заявления его законных представителей, лиц их замещающих, а также уполномоченных представителей органов опеки.

ФЗ-119 регламентируется и порядок применения мер безопасности. Согласно ч.2 ст.18 названного закона суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, получив от лица заявление о необходимости применения мер государственной защиты в связи с угрозой его безопасности, а также с угрозой уничтожения или повреждения его имущества, обязан совместно с органом, осуществляющим меры безопасности, проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности в отношении указанного лица либо об отказе в их применении. После производства проверки и оформления решения о применении мер защиты, орган, осуществляющий защиту, самостоятельно избирает меры безопасности, которые необходимы в данной конкретной ситуации. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).

Меры безопасности могут быть отменены в случае, если устранены основания для их применения, указанные в ст. 16 ФЗ-119, также в случае нарушения защищаемым лицом условий договора, заключенного с органом, осуществляющим государственную безопасность. Также меры безопасности могут быть отменены на основании письменного заявления защищаемого лица, направленного в орган, который принял решение об организации государственной защиты данного лица.

Отмена мер безопасности допускается только после вынесения постановления (определения) органа, принявшего решение об организации государственной защиты лица или по постановлению (определению) органа, в чьём производстве находится уголовное дело.

Меры защиты к потерпевшим и свидетелям, могут применяться, к примеру, по делам о бандитизме и других проявлениях организованной преступности. Это связано с тем, что некоторые члены банды могут быть не привлечены к уголовной ответственности и соответственно остаться на свободе. Данные преступные элементы могут влиять на потерпевших и свидетелей путем угроз и запугиваний. Также нужно отметить, что не все угрозы несут ту степень опасности, которая указана в законодательстве, а именно это угроза убийством, насилием и порчей имущества. В некоторых случаях обращения в органы для осуществления защиты не обоснованы, так как угроза оказывается нереальной.

В соответствии со ст.47 УПК РФ обвиняемый имеет право знать, в чем он обвиняется. Обвиняемый имеет право знать и кем он обвиняется, то есть, кто именно написал на него заявление, кто требует привлечения его к уголовной ответственности. Потерпевший относится к стороне обвинения, в большинстве случаев именно с заявления потерпевшего начинается уголовное судопроизводство. Также и анонимный свидетель относится к стороне обвинения, иначе в противном случае просто незачем скрывать его имя. Из этого следует, что сокрытие имен потерпевшего и свидетеля непременно нарушают право обвиняемого знать, кем и в чём он обвиняется. Но у этой ситуации есть и другая сторона,- когда речь идет о жизни и здоровье потерпевшего и свидетеля, и в таком случае мы не можем соизмерять два этих права. Нужно учитывать, что эти ограничения касаются лишь только имён источника информации, а не содержания самих показаний.

В уголовно-процессуальном законодательстве в некоторых случаях происходит противоречие отдельных специальных норм, касающихся защиты свидетелей и более общих норм. Примером может послужить то, что в соответствии с ч.4 ст.220 УПК РФ к обвинительному заключению прилагается список подлежащих к вызову в суд свидетелей с указанием их места жительства или места нахождения. Данная диспозиция противоречит ч.9 ст.166 УПК РФ, которая позволяет следователю или дознавателю не приводить данные о потерпевшем, свидетеле и иных лиц в целях их безопасности, а указывать этих лиц под псевдонимом. Из этого следует, что при ознакомлении обвиняемого и его защитника с обвинительным заключением возникает возможность узнать место жительства потерпевшего или свидетеля. В таком случае требуется корректировка ч.4 ст.220 УПК РФ, в неё нужно добавить то исключение, которое содержится в ч.9 ст.166 УПК РФ, тогда ознакомление обвиняемого и его защитника с данными и месте жительства потерпевшего или свидетеля будут невозможны.

Еще один нюанс касается потерпевшего, который хочет подать заявление о совершенном в отношении него преступлении. В ч.7 ст. 141 УПК РФ сказано, что анонимное заявление не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. В данной статье не урегулирован вопрос подачи заявления лицом с условием сохранения в тайне его реального имени. Некоторые потерпевшие не хотят обращаться в правоохранительные органы, потому что преступнику может стать известно о подаче заявления в правоохранительные органы для привлечения лица к уголовной ответственности. Это связано с тем, что лицо, пострадавшее от преступления попросту боится, что в отношении него могут быть предприняты попытки угроз и насилия. Поэтому, как мы говорили ранее, некоторые потерпевшие не обращаются в правоохранительные органы, и преступление, совершенное в отношении них, остаётся латентным. Данный вопрос частично решен на законодательном уровне. Часть 1.1 ст.144 УПК РФ предусматривает возможность обеспечения безопасности участника досудебного производства, в том числе при приеме сообщения о преступлении в порядке ч.9 ст.166 УПК РФ. Речь идет о возможности подачи потерпевшим, свидетелем заявления о преступлении под псевдонимом, чтобы их реальное имя было известно только определенному кругу должностных лиц. Однако на этапе проведения проверки сообщения о происшествии участника с процессуальным статусом потерпевшего или свидетель еще нет. Поэтому остается актуальным вопрос - могут ли заявители и очевидцы быть уверены в своей безопасности и безбоязненно обращаться в правоохранительные органы для восстановления своих нарушенных прав и привлечения преступника к уголовной ответственности?

К проблемным вопросам применения мер защиты также можно отнести утечку информации о защищаемых лицах. Такой неприятный аспект происходит из-за недобросовестности некоторых сотрудников органов, осуществляющих защиту. Утечка информации может произойти на этапе оформления документов о применении к лицу мер защиты. Недобросовестные сотрудники, заинтересованные в получении материальной выгоды, готовы дать конфиденциальную информацию преступникам. Из-за этого все меры, применяемые по защите, будут напрасны. Преступники смогут выйти на защищаемое лицо и оказать давление. В связи с этим, задачи, направленные на охрану лица от преступных посягательств со стороны, будут не выполнены.

Со стороны лиц, состоящих на государственной защите, также происходят случаи утечки информации. Порой, иногда люди сами дают всю необходимую информацию преступникам о себе. Это связано с тем, что некоторые лица, состоящие на государственной защите, сами распространяют сведения о себе. Например, выкладывают в Инстаграм различные селфи, фотографии обедов, включают на телефоне службу геолокации, создают и добавляют точки геолокации, то есть сами заявляют о своем месте! В некоторых случаях, защищаемые лица могут выходить на связь с лицами, с которыми их контакт может быть ограничен ввиду небезопасности. В этой связи они должны понимать, что обеспечение их защиты зависит не только от государства, в лице органов, осуществляющих их защиту, но и от них самих. Они должны понимать, что чем меньше информации о них знают окружающие, тем спокойнее и безопаснее они могут себя чувствовать в условиях изоляции от угроз и опасностей, которые исходят от обвиняемых и их подельников.

Ещё один способ попадания информации о защищаемых лицах может происходить от действий адвокатов обвиняемых. Адвокаты, в свою очередь, имеют доступ к материалам дела, что может служить на руку преступникам, желающим оказать давление на потерпевшего или свидетеля. На практике нередко встречаются ситуации, когда свидетели заявляют о противоправном на них воздействии после того, как были допрошены по делу. Проводя ознакомление с материалами уголовного дела, защитник может получить некоторую информацию о свидетелях и передать данные сведения преступникам. Данный случай никак не отрегулирован и стоит надеяться только на порядочность адвоката.

Потерпевший и свидетель - это не только источник получения информации, это живые люди со своими характерами и проблемами. Очевидно, что достижение основных целей уголовного процесса, определенных статьей 6 УПК РФ, невозможно без активного участия в нем таких участников, как потерпевший и свидетель. Установить все необходимые обстоятельства по уголовному делу уполномоченные органы смогут только при эффективной работе с этими лицами.

Подводя краткие итоги проведенного исследования, отметим, что уже наличие института мер государственной защиты является важной гарантией безопасности. В тоже время, в тех случаях, когда это по-настоящему необходимо, меры зачастую не работают, порой применяются меры, не обеспечивающие надлежащей безопасности. Очевидно, что предусмотренные законом меры по своим затратам неравноценны. Обнародование изменения финансирования госпрограммы на текущий год (Диаграмма 1) дало повод обсуждать эффективность как самой Госпрограммы, так и институт мер государственной защиты в целом.

На диаграмме показано, что объем ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на 2018 год, составляет 216,3 млн. рублей, что меньше запланированных Государственной Программой, утвержденной Постановлением Правительства РФ. Объем финансового обеспечения реализации Программы на 2018 год был запланирован в размере 281, 11 млн. рублей. С учетом отсутствия точных данных по количеству лиц, задействованных в этот процессе, специфики деятельности уполномоченных на осуществление мер безопасности подразделений, носящей закрытый характер, невозможно объективно высказаться по поводу достаточности либо недостаточности финансирования. Несомненно, выделение средств имеет большое значение, но не менее важно расходовать их по назначению.

 

Диаграмма 1. Объемы бюджетных ассигнований «Программы защиты свидетелей за 2014-2018 года»

 

В заключение необходимо отметить, что завершилась вторая пятилетняя программа по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства. В Российской Федерации создан полноценный институт обеспечения защиты потерпевших и свидетелей. Конечно, имеются некоторые недоработки, но наше государство стремится быть правовым, демократическим государством. Данный институт обеспечения защиты потерпевших и свидетелей направлен на защиту прав и свобод гражданина и человека, на соблюдение и защиту прав человека.

Нельзя не согласиться с мнением Оленева С.Б. о том, что система обеспечения мер безопасности защищаемых лиц «не может ограничиваться только процессуальными средствами и в рамках производства по уголовному делу, то есть уголовно-процессуальной деятельностью. Она носит комплексный характер, и включает совокупность мер безопасности разных отраслей, цель которых едина - обеспечить безопасные условия участия любого лица в уголовном»[5, с.155].

В УПК РФ предусмотрены меры, направленные на безопасность потерпевших и свидетелей от преступных посягательств со стороны подозреваемых или обвиняемых. Данные меры безопасности принимаются судом, прокурором, следователем, дознавателем в пределах их компетенции при наличии достаточных оснований полагать, что потерпевшему, свидетелю и другим участникам уголовного судопроизводства угрожают убийством, применением насилия или порчей имущества.

Меры безопасности, которые содержатся в действующем законодательстве,- не только один из способов осуществления государством своей обязанности по защите прав и законных интересов граждан, но и средство осуществления уголовного судопроизводства. Данные меры направлены на то, чтобы лица, пострадавшие от преступлений, могли, не опасаясь за свою жизнь, здоровье и своих близких участвовать в отправлении правосудия и привлечении виновных к ответственности. Ведь с развитием этого института участники уголовного судопроизводства будут чувствовать уверенность в том, что они находятся под защитой государства и им ничего не угрожает.

Основной задачей органов, осуществляющих государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства - дать этим людям стопроцентную гарантию в том, что они могут не беспокоиться за свою жизнь, здоровье и то, что виновные будут привлечены к ответственности и понесут заслуженное и справедливое наказание.

Нельзя забывать и о судебных мерах безопасности, то есть о мерах, которые применяются в зале судебного заседания. К числу таких мер можно отнести организацию так называемых «безопасных комнат ожидания вызова в зал заседания», отсутствие визуального контакта потерпевших и свидетелей с подсудимым, проверка перед входом в помещение суда у всех лиц документов.

Таким образом, весь институт безопасности в уголовном судопроизводстве - понятие комплексное, включающее систему разно отраслевых правовых норм. Ограничивать проблему безопасности лишь только нормами уголовно-процессуального кодекса было бы неверно. Обезопасить потерпевшего или свидетеля возможно не только уголовно-процессуальными мерами. От того, насколько реально со стороны государства (государственных органов и должностных лиц) будет обеспечена защита прав и законных интересов потерпевших и свидетелей при производстве по уголовному делу, зависит и достижение назначения уголовного процесса.

 

Список литературы:

  1. Брусницын Л.B. «Применение норм УПК РФ, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства». Научно-практическое пособие. М., НИИ ПУЗиП при Генеральной Прокуратуре РФ. 2014;
  2. Брусницын Л. В. «Теоретико-правовые основы и мировой опыт обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию». Дисс… док. юр. наук. М., 2013, с.61;
  3. Зайцев О.А. «Государственная защита участников уголовного процесса». М., Экзамен, 2011. с. 512;
  4. Оленев С.Б. «Охрана прав и свобод человека и гражданина – принцип российского уголовного судопроизводства»//Дисс. …канд. юрид. наук. Ижевск, 2005.
  5. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. Режим доступа. - URL: http://static.government.ru/media/files/41d47a0cb9811e58057d.pdf (Дата обращения 25.12.2018)
  6. Постановление Правительства РФ от 27.10.2006 № 630 (ред. от 27.06.2017) «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»// Собрание Законодательства РФ № 45 от 6 ноября 2006 года ст. 4708;
  7. Постановление Правительства РФ от 21.09.2012 № 953 (ред. от 07.08.2017) «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание Законодательства РФ № 39 от 24 сентября 2012 года, ст. 5290;
  8. Официальный сайт газеты «Петровка, 38». Режим доступа. - URL: http://petrovka-38.com/arkhiv/item/goszashchita-bez-sekretov (Дата обращения 29.12.2018);
  9. Сайт телеканала НТВ. Режим доступа. - URL: http://www.ntv.ru/novosti/1981004/ (Дата обращения 25.12.2018);
  10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.11.2018) //Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921;
  11. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ; ред. от 19/11.2018 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954;
  12. Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание Законодательства РФ.-2004.- № 34.- ст. 3634;