Телефон: +7 (383)-235-94-57

ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА: ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Опубликовано в журнале: Современное российское право №3(4)

Автор(ы): Бочкарева Елена Вадимовна

Рубрика журнала: Уголовное право и криминалистика

Статус статьи: Опубликована 5 апреля

DOI статьи: 10.32743/2658-6509.2019.3.4.96

Библиографическое описание

Бочкарева Е.В. ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА: ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ // Современное российское право: эл.научный журнал. –2019 – №3(4). URL: https://journallaw.ru/archive/4/96 (дата обращения: 18.11.2019). DOI: 10.32743/2658-6509.2019.3.4.96

Бочкарева Елена Вадимовна

аспирант кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета им. О.Е.Кутафина (МГЮА)

РФ, г. Москва

INSTITUTE OF MENTORING: PROSPECTS OF REVIVAL

 

Elena Bochkareva

post-graduate student of the Department of Criminology and penal law Moscow State law university of O.E. Kutafin (MSAL)

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Цель. Рассмотреть возможность возрождения института наставничества в отношении несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также подростков, склонных к девиантному поведению, в современных условиях. Методы. Анализ, синтез, индукция, дедукция. Выводы. Проведенный обзор утратившего силу законодательства РСФСР и действующего законодательства некоторых субъектов Российской Федерации, регламентирующего институт общественных воспитателей (наставников), позволяет утверждать о необходимости возрождения рассматриваемого института на всей территории Российской Федерации. Это позволит не только перевоспитать несовершеннолетних, но и снизить уровень преступности несовершеннолетних, а в дальнейшем - и уровень общей преступности. Научная и практическая значимость. Проведенное научное исследование позволяет более подробно изучить институт наставничества, а также сделать выводы о возможности его внедрения в отечественное законодательство, что позволит снизить уровень преступности несовершеннолетних, в том числе предотвратить повторное совершение несовершеннолетними правонарушений.

ABSTRACT

Purpose. To consider the possibility of reviving the institution of mentoring for minors in difficult life situations, as well as adolescents who are prone to deviant behavior, in modern conditions. Methods. Analysis, synthesis, induction, deduction. Findings. The review of the legislation of the RSFSR and the current legislation of some subjects of the Russian Federation regulating the institution of public educators (mentors), which has lost its force, allows us to state that it is necessary to revive the institution in question throughout the Russian Federation. This will allow not only to rehabilitate minors, but also to reduce the level of juvenile delinquency, and later - the level of general crime. Scientific and practical significance. The conducted scientific study allows to study in more detail the institute of mentoring, as well as to draw conclusions about the possibility of its introduction into domestic legislation, which will reduce the level of juvenile delinquency, including preventing the recurrence of juvenile offenses by minors.

 

Ключевые слова: несовершеннолетний, наставничество, общественные воспитатели, обучение, девиантное поведение, трудные подростки, преступность несовершеннолетних.

Keywords: minor, mentoring, social educators, training, deviant behavior, difficult teenagers, juvenile delinquency.

 

«Для нас мало просто «исправить» человека,

мы должны его воспитать по-новому,

то есть должны воспитать так,

чтобы он сделался не просто безопасным

или безвредным членом общества, но,

чтобы он стал активным деятелем новой эпохи» [1] 

А.С. Макаренко.

 

Причины и последствия девиантного поведения несовершеннолетних во все времена привлекали внимание отечественных и зарубежных ученых. Крайней степенью проявления девиантного поведения несовершеннолетних является совершение преступления.

Действующее законодательство Российской Федерации не содержит единого комплексного подхода к вопросам наставничества. Ряд стратегических документов, например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2008 года № 1662-р), Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493), Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года № 164-р) и др., содержат отдельные положения о наставничестве, носящие общий характер.

В ряде субъектов Российской Федерации (Астраханская область, Воронежская область, Республика Татарстан и другие) наличествует сходный институт – институт общественных воспитателей, деятельность которых регламентирована Законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что институт общественных воспитателей активно действовал в СССР, был регламентирован Положением об общественных воспитателях несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 декабря 1967 г. Реализация института общественных воспитателей предусматривала оказание помощи родителям или лицам, их заменяющим, в перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в духе уважения и соблюдения законов и правил социалистического общежития.

С целью оградить несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также склонных к девиантному поведению, от совершения противоправных деяний назрела необходимость рассмотрения вопроса о введении в отечественное законодательство института наставничества.

Необходимость введения института наставничества основана на психологических особенностях несовершеннолетних. Как известно, подростки склонны к подражанию, они видят, как себя ведут старшие товарищи и взрослые, и стремятся копировать это поведение, считая его приемлемым. Подросток, боясь быть непонятым, не рассказывает родителям о своих переживаниях, поэтому ему нужно доверительное лицо, которое поймет, но при этом сможет помочь выбрать правильное решение проблемы и оградить от ошибок.

Наставники - лица, способные оказать положительное воздействие, задача которых заключается в перевоспитании несовершеннолетних.

Представляется целесообразным назначать наставника комиссией по делам несовершеннолетних для работы с несовершеннолетним, достигшим 12 лет, а освобождать решением комиссии в связи с перевоспитанием несовершеннолетнего или достижением им возраста 18 лет.

Наставник может быть назначен несовершеннолетнему:

  • находящемуся в трудной жизненной ситуации;
  • состоящему на учете комиссии по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
  • совершившему правонарушение, но освобожденному от уголовной ответственности по возрасту или в связи с нецелесообразностью применения к нему мер уголовного наказания;
  • условно осужденному или осужденному к мере наказания, не связанной с лишением свободы;
  • отбывшему наказание или досрочно освобожденному от наказания;
  • возвратившемуся из специализированного учреждения закрытого типа.

Наставником может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 23 лет, способный по своим деловым и моральным качествам оказать положительное воздействие на несовершеннолетнего, а также добровольно возлагающий на себя функции или полномочия по воспитанию несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации. Немаловажным является авторитет наставника в глазах подопечного, который основывается на уважении несовершеннолетнего к наставнику, доверии к его словам, поступкам, жизненному опыту [2, c. 26]. Среди таких наставников могут быть: бизнесмены, политики, сотрудники правоохранительных органов и др.

В связи с тем, что рассматриваемый институт для наставников является дополнительной нагрузкой, представляется необходимым разработать меры поощрения наставников как материально (например, надбавка к заработной плате, выплата пособия и так далее), так и нематериально (например, объявление благодарности, награждение почетной грамотой). Отсутствие системы мотивации наставников может привести к отрицательным результатам введения данного института.

Несовершеннолетний сам может выбрать себе наставника, но необходимо получить согласие со стороны наставника на осуществление воспитательной работы с несовершеннолетним.

Наставничество может осуществляться различными способами: проведение вместе досуга, оказание моральной поддержки при возникновении трудностей, разъяснительные беседы и так далее.

При этом, как отмечает А.А. Конев, для достижения задачи по перевоспитанию несовершеннолетних наставники могут [2, c. 9]:

  • привлекать несовершеннолетних к общественно полезному труду и продолжению учебы;
  • контролировать поведение несовершеннолетнего в любом доступном для него месте;
  • помогать несовершеннолетнему правильно организовать учебу, труд, досуг;
  • привлекать к занятиям в спортивных секциях, творческих кружках и др.
  • принимать меры для устранения отрицательного влияния на несовершеннолетнего со стороны родителей или лиц, их заменяющих, ближайшего окружения и т.д.

Помимо этого, промежуточными задачами могут быть: исправление отрицательных сторон психики несовершеннолетнего, устранение недостатков правосознания.

Система воспитательно-профилактического воздействия должна содержать в себе три стадии [2, c. 30-35]:

  • предварительное изучение – изучение подростка, его окружения, обстоятельств отрицательного влияния на него; определение конкретных задач воспитательно-профилактической работы и ее планирование (это осуществляется посредством изучения документов, бесед, наблюдения и т.д.);
  • непосредственное воздействие – избрание наиболее эффективных мер перевоспитания несовершеннолетнего в соответствии с его индивидуальными особенностями, а также уровнем его нравственно-правового сознания;
  • оценка достигнутых результатов.

При отсутствии положительных результатов в перевоспитании несовершеннолетнего либо неоднократном невыполнении им требований наставника последний может обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних для применения к несовершеннолетнему мер воздействия.

Замену наставника следует производить в исключительных случаях комиссией по делам несовершеннолетних.

Наставнику следует осуществлять свою работу во взаимодействии с родителями несовершеннолетнего или лицами, их заменяющими, его учителями, с администрацией образовательных учреждений, где обучается подопечный, администрацией предприятий и организаций, где работает несовершеннолетний.

Как верно отмечает А.И. Ковалева, по своей основной функции институт наставничества можно отнести к группе институтов социализации, осуществляющих воспитание и передачу образцов поведения и способов деятельности, принятых в обществе, для обеспечения их интеграции в повседневной жизни [3, c. 372].

Актуальность института наставничества в России подтверждается введением новой государственной награды Указом Президента РФ от 2 марта 2018 года № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество» [4].

Наличие института наставничества позволит не только социализировать несовершеннолетних, но и снизить уровень подростковой преступности.

В перспективе можно распространить применение института наставничества на более широкий круг несовершеннолетних.

Также необходима разработка и внедрение специализированных обучающих программ для наставников.

 

Список литературы:

  1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. -- М.: Педагогика, 1981.
  2. Институт общественных воспитателей в профилактике преступности несовершеннолетних. Учебное пособие / Конев А.А. - Омск: Изд-во Ом. ВШМ МВД СССР, 1984.
  3. Ковалева А.И. Институты социализации // Социологическая энциклопедия: В 2 т. М.: Мысль, 2003.
  4. Указ Президента РФ от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество» // СПС «КонсультантПлюс».