Телефон: +7 (383)-235-94-57

ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Опубликовано в журнале: Современное российское право №6(7)

Автор(ы): Бояринцева Ольга Анатольевна

Рубрика журнала: Административное право и процесс

Статус статьи: Опубликована 5 августа

DOI статьи: 10.32743/2658-6509.2019.6.7.141

Библиографическое описание

Бояринцева О.А. ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ // Современное российское право: эл.научный журнал. –2019 – №6(7). URL: https://journallaw.ru/archive/7/141 (дата обращения: 20.10.2019). DOI: 10.32743/2658-6509.2019.6.7.141

Бояринцева Ольга Анатольевна

преподаватель кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета,

РФ, г. Екатеринбург

 

PUBLIC INTERESTS OF CREATION AND USE OF DATABASES IN THE SPHERE OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT IN CONDITIONS OF REALIZATION OF STATE INFORMATION POLICY

 

Olga Boyarintseva

teacher of the Department of Information Law Ural State Law University

Russia, Ekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены публичные интересы как один из основных признаков правовой природы баз данных в сфере государственного и муниципального управления. Впервые на уровне научной публикации проведен анализ аксиологического значения государственных и муниципальных (публичных) баз данных в условиях стратегического планирования государства в области цифрового развития. Автор приходит к выводу о необходимости создания условий для реализации публичных интересов в сфере формирования и использования государственных и муниципальных баз данных посредством разработки и законодательного закрепления самостоятельного правового режима данного объекта права.

ABSTRACT

The article deals with public interests as one of the main features of the legal nature of databases in the sphere of state and municipal management. For the first time, at the level of a scientific publication, the analysis of the axiological significance of state and municipal (public) databases has been made in the context of state strategic planning in the field of digital development. The author comes to the conclusion that it is necessary to create conditions for the realization of public interests in the sphere of forming and using state and municipal databases through the development and legislative consolidation of the independent legal regime of this legal object.

 

Ключевые слова: база данных; информационный ресурс; правовое регулирование; государственное и муниципальное управление; государственная информационная политика; публичная власть; информационное общество.

Keywords: database; information resource; legal regulation; state and municipal management; state information policy; public authority; information society.

 

Базы данных, активно применяемые в деятельности органов публичной власти для систематизации в электронной форме государственных и муниципальных информационных ресурсов, являются важнейшим эффективным инструментом государственного управления в условиях формирования цифровой экономики в информационном обществе.

В настоящее время правовое регулирование баз данных не ограничивается только гражданско-правовыми отношениями. В электронном государстве базы данных, содержащие большие массивы информации в цифровой форме, становятся одним из ключевых активов органов публичной власти, что выдвигает на первый план не только задачу разработки и внедрения стандартов интероперабельности баз данных для повышения эффективности механизмов взаимодействия органов власти в цифровом формате на основе обмена данными, но и создания отвечающей современным тенденциям и перспективам развития информационных отношений правовой основы для реализации этих процессов.

Трансформация системы общественных отношений по поводу формирования и использования баз данных в деятельности органов публичной власти доказывает важность разработки и законодательного закрепления самостоятельного правового режима баз данных в сфере государственного и муниципального управления. Введение в законодательство нового понятия – «государственная и муниципальная (публичная) база данных» позволит установить единые информационно-правовые основы регулирования в отношении баз данных как объекта публичных правоотношений комплексного характера.

Особенностью правовой природы баз данных данного вида является признак публичности, выраженный в их целевом назначении и сфере применения. Общественная значимость как свойство публичности определяет содержание признанных государством публичных интересов в создании и использовании государственных и муниципальных баз данных. Многими исследователями, занимающимися изучением концепции публичного права, функция реализации публичных интересов рассматривается как определяющий признак публичной власти. Поэтому общественная значимость публичных интересов является существенным моментом публичной власти и, следовательно, сущностью публичности как определяющего признака государственных и муниципальных (публичных) баз данных.

В юридической науке сформировалось собственное понимание категории публичного интереса через осознанные и выраженные в нормах права общественные потребности. Так, Ю. А. Тихомиров под публичным интересом понимает интерес социальной общности, официально признанный государством, получивший его поддержку и правовую защиту [7, с. 55].

М. И. Васильева рассматривает публичность как свойство интересов, определяемое их общественной значимостью, гарантированностью и защитой со стороны государства [1, с. 11].

Следовательно, публичный интерес есть признанная государством и отраженная в нормах права социальная потребность, имеющая общезначимый характер. Публичные интересы будучи признанными государством в силу их общественной значимости служат гарантией устойчивого развития общества, а создание условий для их реализации становится целевой установкой деятельности органов публичной власти. При этом от качества правовых норм зависит степень реального обеспечения потребностей, связанных с достижением определенного блага, и соответственно дальнейшая «судьба» обусловивших их принятие интересов.

Возрастающая роль информации и ее усиливающееся влияние на все сферы общественной жизни, включая деятельность органов публичной власти, обусловливает формирование новых общественно значимых потребностей. Публичные интересы в информационной сфере становятся основой реализации стратегических приоритетов государства в области цифрового развития и определяют содержание государственной информационной политики Российской Федерации.

С принятием таких документов стратегического планирования, как Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [8], программа «Цифровая экономика Российской Федерации», определен новый вектор развития информационного общества, в основе которого формирование информационного пространства, основанного на знаниях, создание экосистемы цифровой экономики и обеспечение национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Выбранные государством ориентиры на формирование качественно нового уровня удовлетворения информационных потребностей личности, общества и государства основаны на создании широких возможностей для использования потенциала больших массивов информации в цифровой форме. За счет развития различных цифровых платформ, в том числе достижения определенных результатов в развитии цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг, в нашей стране создаются благоприятные условия для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав субъектов общественных отношений на объективную, достоверную и безопасную информацию.

Обеспечение доступности публичной информации в рамках реализации этих процессов достигается посредством перевода в цифровую форму государственных и муниципальных информационных ресурсов по основным направлениям деятельности органов публичной власти. В докладе Всемирного банка «Цифровое правительство 2020» приведен перечень основных национальных баз данных как цифровой формы представления базовых информационных ресурсов государства. В их числе названы базы данных, обеспечивающие персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования, база данных паспортов граждан, базы данных регистрационного учета, базы данных единого государственного реестра налогоплательщиков, база данных государственного адресного реестра, база данных единого государственного реестра недвижимости, база данных реестра автомототранспортных средств и другие [10]. Это лишь незначительная часть баз данных, формируемых и используемых в деятельности органов публичной власти. В обобщенном виде всю систему публичных баз данных, используя критерий их функционального назначения, можно представить следующим образом: базы данных, созданные для целей информационного обеспечения (информационно-аналитические), для целей учета (учетные) и для целей государственной регистрации (регистрационные).

1) Публичные базы данных, созданные для целей информационного обеспечения, формируются на основе интегрированных показателей о результатах деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления, о соблюдении или нарушении субъектами права установленных нормативов и требований законодательства и т.п. Среди данного вида баз данных можно особо отметить банк данных мониторинга водных объектов, базу данных о состоянии пожарной безопасности объектов социальной защиты и здравоохранения, базу данных материалов мониторинга качества государственных и муниципальных услуг и др.

2) Учетные базы данных создаются для систематизированного учета индивидуализированных данных об объектах с конкретными признаками или о субъектах права, которые обладают установленным законом правовым статусом либо осуществляют определенный вид деятельности. Государственный учет, содержанием которого является деятельность по сбору и хранению индивидуализированных данных об объектах учета, связан с выполнением большого количества государственных функций и оказанием практически всех государственных услуг [6]. Поэтому большинство публичных баз данных носит учетный характер. В качестве примеров можно назвать базу данных перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей; базу данных по учету трудовых арбитров; базу данных индивидуальных годовых и накопленных доз облучения граждан Российской Федерации за время проживания на территории Российской Федерации. Основанием внесения сведений об объекте или субъекте права в базу данных является признание за ними определенного правового статуса и его правовое оформление в юридическом документе. База данных обеспечивает систематизированный учет сведений о таких объектах и субъектах права в электронной форме и в случае необходимости подтверждает факт обладания статусом.

3) Регистрационные базы данных формируются в результате совершения акта государственной регистрации и придания юридически значимого характера содержащимся в них сведениям о регистрируемых объектах, субъектах, правах, внесение которых в базу данных является основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Включение сведений в публичную базу данных, созданную для целей государственной регистрации, носит правоустанавливающий характер, что связано с использованием электронной формы для ведения государственных реестров. Например, Федеральным законом от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» предусмотрено ведение реестра книжных памятников как особо ценной части национального библиотечного фонда [9]. Реестр является государственной базой данных, которая создана для регистрации книжных памятников и учета в систематизированном виде идентификационных сведений о них [5]. Государственная регистрация как функция уполномоченных органов государственной власти заключается в совершении совокупности юридически значимых действий, в том числе по внесению сведений о регистрируемых объектах, субъектах, правах в систематизированные массивы данных с целью их учета и придания им статуса официально признанных.

В условиях назревшей проблемы модернизации системы государственного и муниципального управления на основе перехода к цифровому развитию базы данных являются важнейшим эффективным инструментом органов власти по упорядочиванию и определенной организации информационной сферы публичного управления. Применение баз данных в деятельности органов власти в целях обеспечения интеграции и систематизированного хранения больших объемов официальной информации в цифровой форме позволяет обеспечить полноту и удобство фиксации сведений, актуальность и доступность государственных и муниципальных информационных ресурсов, высокую скорость обработки и использования информации. Это положительным образом сказывается на эффективности реализации основных функций публичной власти в рамках решения общегосударственных задач. Поэтому публичные интересы в сфере создания и использования государственных и муниципальных баз данных непосредственно связаны с осуществлением органами власти своих функциональных полномочий, направленных на удовлетворение иных социально значимых потребностей.

Например, принятие нормативных правовых актов, определяющих необходимость ведения единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, подтверждает признание государством общественных потребностей в систематизированном учете сведений, характеризующих наркоситуацию в нашей стране, для осуществления постоянного мониторинга и своевременного реагирования в этой сфере [3].

Публичный интерес в создании единой базы данных донорства крови и ее компонентов заключается в обеспечении контроля в сфере обращения донорской крови посредством создания условий для использования в режиме реального времени информации об объеме и запасе донорской крови, ее обращении, а также о каждом доноре после выполнения им донорской функции [4].

В целом стратегическое планирование государства в области цифрового развития, основанного на данных, исходит из необходимости дальнейшей оцифровки и систематизации информационных массивов органов публичной власти в целях обеспечения их использования на новом уровне посредством формирования и применения в системе межведомственного электронного взаимодействия единых (базовых) информационных ресурсов в цифровой форме. Так, в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года обозначена необходимость обеспечения благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных, а также необходимость систематизации и гармонизации информации в государственных информационных ресурсах. В рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» Правительством РФ в числе основных выделены результаты по развитию цифровых платформ статистических и административных данных, а также сервисов для перевода деятельности и механизмов взаимодействия органов публичной власти в цифровой формат [2]. Поэтому публичные интересы, связанные с формированием единого информационного пространства в системе публичного управления, реализуются посредством создания централизованных баз данных и предоставления возможности их использования информационными системами, подключенными к системе межведомственного электронного взаимодействия.

Как видим, заявленные государством результаты по развитию информационного общества и цифровой экономики подтверждают актуальность дальнейшей реализации публичных интересов в сфере создания и использования государственных и муниципальных баз данных. Признание государством таких интересов и их объективное выражение в официальных документах государственной информационной политики – это существенный шаг на пути повышения эффективности деятельности органов публичной власти за счет приведения в порядок информационно-ресурсной основы публичного управления (исключение дублирования и противоречий информации, обеспечение ее актуальности и достоверности, использование единых подходов к формированию и ведению различных информационных ресурсов и обеспечение взаимосвязи между ними). Дальнейшее создание условий для реализации публичных интересов должно быть представлено в виде единой системообразующей нормативно-правовой основы в области баз данных. Только обеспечение необходимого уровня организационного, правового и технологического единства работы с базами данных позволит достичь значительных изменений в развитии системы межведомственного электронного взаимодействия, цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг и в целом добиться поставленных государством задач по развитию электронного (цифрового) государства. Поэтому формирование правового режима государственных и муниципальных (публичных) баз данных в условиях реализации стратегических приоритетов модернизации информационного общества и развития цифровой экономики является сегодня крайне актуальной задачей для повышения эффективности системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации.

 

Список литературы:

  1. Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве: теория и практика правового регулирования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 2003. – 44 с.
  2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года: утв. Правительством РФ 29.09.2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://static.government.ru/ (дата обращения 10.07.2019).
  3. Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 № 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту» // СЗ РФ. – – № 5, ст. 552.
  4. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 667 «О ведении единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.08.2013 (дата обращения 10.07.2019).
  5. Приказ Минкультуры РФ от 03.05.2011 № 429 «Об утверждении порядков отнесения документов к книжным памятникам, регистрации книжных памятников, ведения реестра книжных памятников» // Рос. газ. – – 22 авг.
  6. Систематизация и электронное кодирование функций и полномочий в системе публичного управления / под ред. И.Л. Бачило, М.А. Лапиной. М.: Юстиция, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.07.2019).
  7. Тихомиров Ю.А. Публичное право. – М.: Изд-во БЕК, 1995. – 496 с.
  8. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.05.2017 (дата обращения 10.07.2019).
  9. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» // СЗ РФ. – – № 1, ст. 2.
  10. Цифровое правительство 2020: перспективы для России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.iis.ru/docs/DigitalGovernmentRussia2020RUS.pdf (дата обращения 10.07.2019).